Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ КОМПОНЕНТ В ТУРЦИИ

Автор: 
Наиль Янборисов (Астрахань, Россия)

 

В течение многих веков территория Турции была не только кратчайшим караванным путем, соединявшим Азию, Африку и Европу, но и ареной жестоких сражений, завоевательных походов и нескончаемых миграций племён и народов, в результате которых исчезали одни государства и возникали другие. По дорогам Малой Азии проходила армия Александра Македонского, войска крестоносцев, воины Тимура...

В XI в. в Малой Азии стали особенно активно расселяться и создавать свои уделы (бейлики) тюрки-сельджуки - пришельцы-кочевники из туркменских (огузских) племён Центральной Азии. Эта племенная ветвь названа по имени их предводителя Сельджука (X - начало XI вв.), создавшего династию Сельджукидов.

Победа сельджуков над византийцами под Малазгиртом (Манцикертом) в 1071 г. многими историками считается свидетельством окончания в Малой Азии эпохи христианского, греческого (румского) владычества и начала новых форм государственности - тюркско-мусульманской. Эта победа, нашедшая на Востоке шумный отзвук, передала. Малую Азию Сельджукидам. Огузы легко и быстро проложили дорогу вглубь страны, отряды акынджы («налётчиков») временами лавинами подступали к Черноморскому Проливу, к воротам столицы Византии - Константинополю.

Недавние пришельцы прочно осели в Малой Азии, они уже «не кочевники, бродящие с места на место, занятые исключительно поисками пастбищ. Они думают о создании государства» - Конийского (Румского) султаната, и его столицей становится Икониум (совр. Конья). [1, с. 8-50]

Объединение сельджуками к XIII в. почти всей Анатолии в единый Румский султанат способствовало оживлению торговли, его столица Конья насчитывала до 100 тыс. жителей, стала благоустроенным городом с развитым ремеслом, торговым обменом, множеством мечетей, медресе, бань. Владениями султаната стали побережья омывающих Малую Азию теплых морей - в 1207 г. они завоевали Анталью, в 1214 г. - Синоп.

Российские историки отмечают интенсивный в этот период процесс разложения родоплеменного строя среди тюркских племён, обосновавшихся в Малой Азии. [2, 46-47] Этносоциальные конфликты между оседлой и кочевой частью населения подрывали стабильность этого государственного образования. После 1243 г. Конийский султанат стал вассалом монгольских ильханов Ирана. К 1307 г. султанат окончательно распался на мелкие княжества. [3, с. 7]

Одно из них было представлено перекочевавшим под натиском монголов в Анатолию огузским племенем кайя. Жизнь этого племени продолжилась сначала в районе Эрзурума, пока туда не пришли монголы, затем в Караджадаге (окрестности Анкары), затем поредевшее племя (оно насчитывало всего 400 шатров) во главе с Эртугрулом Гази перебралось далее на запад в район Сёгюта. В 1231 г. Эртугрул, будучи командиром отрядов акынджы, отличился в походе сельджуков против изникских византийцев. В 1279 г. он был назначен беем уджа (военного поселения) Сёгют. После его смерти (1281 г.) вождем племени и беем уджа старейшины избрали его сына Османа, а после нескольких военных успехов соответствующий фирман ему был послан сельджукским султаном. В 1289 г. власть Османа была закреплена «сверху» присланными дарами - бунчуком, саблей, конем с серебряной упряжью. [3, с.7] Так небольшой приграничный удел стал ядром будущей мировой империи средневековья. Османскому бейлику удалось возвыситься над остальными племенами также и за счёт второй волны притока тюрок-переселенцев из Средней Азии. Среди беженцев было много горожан, улемов, торговцев и ремесленников. Как считает X. Иналджык, уже «в XIII веке Анатолия во всех отношениях стала выглядеть родиной турок, проезжая Восточную Анатолию в 1279 г., Марко Поло упомянул эту территорию как Туркмению». [3, с. 8] С 1289 г. Осман начал расширять за счёт византийских земель границы своего небольшого владения. Столицей этого государства в 1326 г. (при сыне Османа - Орхане) стал город Бруса (Бурса). Постепенно бейлик распространил свою власть по всей Анатолии, а затем и на Балканах.

Турецкие историки, повествуя об исходных причинах возникновения мировой империи, убеждены, что сильнейшим фактором при этом стала идеология газавата. «Обратившийся к газавату на землях Византии и Балкан бейлик Османа в короткое время овладел обширными территориями... Завоевания и переход к оседлости на Балканах способствовали превращению бейлика в империю уже при Баязите Молниеносном...»

 Миграционные потоки, происходившие и мирным расселением, и захватом территорий, уже тогда сопровождались идеологией ислама и восхвалением борьбы с врагами, неверными и еретиками, причём отступники из среды мусульман также составляли серьёзную угрозу для суннитов-огузов. Последние стали активно привлекать и на новой родине проповедников-дервишей, наследников влиятельных кругов туркестанской суннитской общины. Централизующая суннитская идеология вносила организационное начало в охваченные шиизмом ближневосточные общества.

Позже, после наведения «внутреннего порядка», идеология газавата окончательно превратила боевые дружины мусульман в передовой отряд ислама в борьбе с христианством, хотя постоянное преследование шиитов в Турции, пусть завуалированное, не прекратилось до наших дней. Благодаря дервишам Ахмеда Есеви Анатолия полностью поменяла свой облик. Хорасанские дервиши выполняли на этой земле волю основателя ордена: «Садись на лошадь и отправляйся на запад; там, где лошадь стала, спешивайся и начинай служить». Эти дервиши-акынджы появились после того, как сила тюрок была объединена в исламе, их молитвы, произнесённые с мимберов в одну из пятниц 1071 г., призвали к единению всех тюрок. «С этими молитвами и восторгами люди вошли в Малазгирт; проявляя героизм и веру в Аллаха, поминая Кылычарслана и Мевляну... они вскоре овладеют Анатолией». [3, с. 10]

На начальном этапе своей государственности турки-османы понесли крупное военное поражение - в 1402 г. близ Анкары от грозного Тимура. Их султан Баязид оказался в плену и вскоре там умер, турецкие историки пишут, что он покончил с собой. Спустя десяток лет османы сумели восстановить свои силы и продолжить завоевания. Даже этот случай в истории Дома Османов не мог прервать династию, ибо выбрать наследника не составляло труда - жены и наложницы падишаха рожали и девочек и мальчиков достаточно регулярно и в немалом количестве. [6, с. 17, 240]

С захватом в 1453 г. турками-османами Константинополя, после многих недель осады и кровопролитного штурма, прекратила существование Византийская империя. Её поверженная столица на три дня была отдана на разграбление воинам султана. Правда, в руки турок не попало и половины того, что захватили и уничтожили крестоносцы ранее в одном из своих походов при взятии Константинополя в 1204 г., но богатства и на этот раз были захвачены огромные, а ущерб, нанесенный культурному наследию,

был невосполнимым. [4, с. 40-52]

С этого момента началась полоса расцвета Османской империи, превратившейся в могущественное государство средневековья. В его руках оказались важнейшие мировые стратегические и торговые пути того времени. После захвата Константинополя Мехмед II ликвидировал независимость Сербии, завоевал Боснию, Герцеговину, Грецию, установил свою власть над дунайскими княжествами - Молдавией и Валахией, над Крымским ханством, подчинил себе почти всю Анатолию. Сельджукский газават трансформировался в османский, имперский, теперь священный меч пробивал падишаху и его воинам дорогу уже в другое царство благополучия - богатую Европу, к воротам Вены, и призом здесь для них представлялось «кызылэльма» - некое золотое («красное») яблоко («держава») - символ власти, который держит в своих руках император Священной Римской империи. Турецкое нашествие стало постоянной угрозой для многих государств Европы. [5, с. 34]

Для турок это было поистине новым временем - по невиданным темпам и продолжительности захвата под знаменем газавата все новых и новых территорий, преобразований во многих сферах амбициозной молодой империи - в военной организации, хозяйственной жизни, идеологии.

Проанализировав Турцию и Центральную Азию, можно найти много идентичных моментов. Во-первых, большинство Центральной Азиатских стран представляют тюркскую культуру – Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия. Исключение лишь составляет Таджикистан, культура которого больше относится к персидской культуре. Во-вторых, схожесть языка, большую идентичность представляет по языку Туркмены, относящие когда-то к огузской ветви тюрок, как и турки. Так же схожесть языка прослеживается между Узбеками и Турками, т.к. узбекский язык  относится к тюркской группе языков. Казахский и Киргизский языки так же относятся к тюркской группе языков. Таджикский язык относится к иранской языковой группе, но в турецком языке, много заимствованных слов из фарси (иранский). Еще одним компонентом сближающим Турцию и страны Центральной Азию это общая история, которая до определенного периода была единой – примерно до 11 века. Коренной народ Турции – турки - выходцы из центральной Азии. Как гласит история, с 11 века турки-сельджуки начали населять территорию Малой Азии. Кочующие турки-сельджуки поэтапно заселяли восточную Анатолию, продвигаясь на запад, захватив Византию, обосновались там, имея влияние на Балканы. Многие мыслители Центральной Азии  до сих пор почитаемы в Турции – Ходжа Ахмед Яссави, Алишер Навои, Мевляна и т.п. Еще одной неотъемлемой идентичностью турок и народов Центральной Азии – ислам. Исходя из выше сказанного схожесть Турции и Центральной Азии – очень сильна, эта идентичность может преодолеть все барьеры в решение многих задач.

 

Литература:

 

1.     Гордлевский В.А. Избранные сочинения, Том I. М., 1960.

2.     Данилов В.И., Егоров В.К., Керим-Заде Р.И.  Турецкая республика, М., 2000.

3.     Киреев Н.Г. История Турции XX век, М., 2007.

4.     Петросян Ю.Л. Османская империя. Могущество и гибель. Исторические очерки, М., 1990.

5.     Фодора П. Османская Империя. Проблемы внешней политики и отношений с Россией, М., 1996.

6.     Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов, Смоленск, 2004.