Автор:
Альбина Ярмухаметова (Казань, Россия)
Начальный период в истории казанского театра, период существования его при учебных заведениях, относится к 1722 году, когда студенты славяно-латинской академии занимались «на мукийских инструментах и приготовляли комедийные акции для целебрования оных казанской публике». С искусством театра казанская публика знакомилась и на спектаклях учащихся «архиерейской школы» в 1728 году. Традиции школьного театра продолжены были в открывшейся в Казани в 1758 году Императорской мужской гимназии. «Вот, милостивый Государь! – писал директор гимназии М.И.Веревкин в любопытнейшем донесении своем к И.И.Шувалову. – Мольер и в Татарии стал известен!» [10]. О гимназических спектаклях сообщено было даже Екатерине II, видевшей в драматическом искусстве сильнейшее средство воспитания и образования [2, с.66].
XIX век является важнейшим этапом в становлении и развитии казанского театра. В самом начале XIX века дворянин П.П.Есипов добивается разрешения открыть постоянный театр в Казани. На нынешнем месте площади Свободы был построено здание театра, что и определило на долгие годы название площади – Театральная. После смерти П.П.Есипова театр расстроился, а в 1815 году сгорело здание, после чего устраивались временные театры, а в 1833 году губернатор С.С.Стрекалов устроил постоянный театр [8, с.21]. Со сцены казанского театра шагнули на столичную сцену многие корифеи русского театра. В частности в 1836 году М.С.Щепкин в Казани поставил полную редакцию «Ревизора» и играл городничего. Гастроли П.С.Мочалова, В.И.Живокини, А.Е.Мартынова закрепили на казанской сцене принципы реалистичного искусства.
«Поволжскими Афинами» называют Казань в годы антрепризы П.М.Медведева, длившийся с небольшими перерывами с 1867 по 1888 гг. П.М.Медведев формирует оперную труппу, которая 26 августа 1874 года в Казанском театре впервые исполняет оперу Глинки «Иван Сусанин». В 70-х гг. XIX века на базе городского театра постепенно вырастает два театра – драматический и оперный.
Традиции, заложенные П.М.Медведевым, продолжены были М.М.Бородаем, державшим антрепризу с 1893 по 1901 гг. В его труппе начинали А.А.Каширин и П.В.Самойлов, Н.Н.Литовцева и В.И.Качалов, приглашались на гастроли братья Адельгейм, Ю.М.Юрьев, впервые именно в Казани сыгравший своего Чацкого и Хлестакова.
При исследовании истории казанского театра неотъемлемым источником является периодическая печать. Деятельность театра освещалась в периодической печати, начиная с XIX века. На страницах газет имеется большой фактический материал о театральной жизни, позволяющий выявить основные этапы и особенности развития театра города.
Начиная с 1811 года, когда вышел первый номер первого по времени периодического издания в Казани – еженедельной газеты «Казанские известия» казанская публика знакомилась с анонсами спектаклей, рецензиями на спектакли.
Ценным источником для изучения истории казанского театра является газета «Казанские Губернские ведомости» [3] и, прежде всего, ее неофициальная часть (с 1843 года). Газета начала издаваться с 1838 года. Советские историки часто обращались к материалам Казанских Губернских ведомостей как к источнику исторических фактов (Г.Н.Вульфсон, А.Н.Иванов, В.Г.Карцов, В.В.Мавродин, Н.С.Чугунова). Значительное место на страницах Казанских Губернских ведомостей занимали публикации на темы культурной жизни губернии, в том числе и театральной. В разные годы, помимо афиш и объявлений о текущих и предстоящих спектаклях, бенефисах, выступлениях гастролеров, мы находим и сведения исторического характера, в которых даются исторические сведения о начальной истории казанского театра [10]. В 1843 году появляется Неофициальный отдел ведомостей, который содержал более обширный и разнообразный материал, чем Официальная часть. Появление Неофициального отдела профессором Казанского университета Н.П.Загоскиным расценивается как приобретение газетой «общественного характера» [9, с.422].
В 1868 году профессор А.К.Чугунов выступает основателем общественной, политической, литературной и коммерческой газеты «Казанский Биржевой листок». Что касается театральной жизни Казани, то она представлена преимущественно афишами. В рубрике «Местный отдел» периодически появляются заметки о театре Казани, имеющие общие сведения о гастролях, бенефисах, об открытиях сезонов, оценке игры актеров [12, с.2]. Прекращается издание 1892 году.
С 1882 года Н.П.Загоскин начинает издание «Волжского вестника» (в 1904 году издание прекращается). Газета «Волжский Вестник», игравшая важную роль в культурной жизни Казани, использовалась И.А.Крути для привлечения исторических фактов по истории русского театра в Казани и написания первой обобщающей работы по истории казанского театра [11].
М.С.Берсон в своем диссертационном исследовании «Культурная жизнь Казани 1880-х годов в освещении «Волжского вестника» [1] указывает на то, что в «Волжском Вестнике» достаточно полно отражены вопросы развития театра и зрелищ [1, с.8]. История казанского театра без такого источника, как «Волжский Вестник», невозможна. В издании давалась подробная хроника театральной жизни, рецензии на спектакли, театральные обозрения в виде редакционных статей и фельетонов. Как отмечалось в одном из номеров «Волжского Вестника» - «дело театра – дело общественное» [5]. Причем порой статьи обретали явно общественно-политический подтекст: «Сообщенный нами слух о намерении П.М.Медведева возобновить у нас с будущего сезона русскую оперу – подтверждается[...] Будем надеяться, что на этот раз городская дума не лишит казанскую публику приятного и развивающего эстетическое чувство развлечения, во всяком случае, более облагораживающего душу, нежели опереточная свистопляска, преобладавшая в репертуаре казанского театра в последние годы» [4]. На основании многих статей имеется возможность установить как полный состав труппы городского театра, так и весь репертуар, оценить мастерство актеров и, главное, отношение к репертуару редакции [14]. Кроме того, в «Волжском Вестнике» имеются материалы, отражающие гастроли артистов, театральные постановки в помещении Общества сценического искусства [15].
Таким образом, материалы местной периодической печати позволяли жителям города знакомиться с анонсами спектаклей, получать сведения по истории развития театра Казани, знакомиться с репертуаром на предстоящий театральный сезон и множество других конкретных сведений о культурной жизни Казани и региона в целом. Театр в XIX века занимал особое место, обладая наибольшими возможностями массового воздействия. Поэтому столь велико влияние, которое оказывал театр на формирование общественных настроений, что непосредственно отражалось и на страницах газет. Преподаватель Казанского Императорского университета Н.М.Ибрагимов, частенько, прерывая собственные лекции, любил озадачить студентов вопросом «А что, господа, не пора ли нам в театр?».
Литература:
2. Благов Ю.А. Начало Казанского театра// Казань № 10-11/2006. – С.65-75.
3. Бурмистрова Л.П. «Губернские ведомости» как исторический источник эпохи падения крепостного права (на материале Поволжья и Урала). Дисс. на соиск. уч.степ. канд.ист.наук. Науч.рук Г.Н.Вульфсон. - Казань, 1968.
4. Волжский Вестник, 1884, № 23.
5. Волжский Вестник, 1884, № 25.
6. Волжско-Камское слово, 1881, № 1.
7. Волжско-Камское слово, 1881, № 5.
8. Дубровин А.С. Указатель города Казани и достопримечательностей с кратким очерком древностей Казанской губернии. – Казань, Типография Имп.Каз.Ун-та, 1890.
10. Казанский театр// Казанские губернские ведомости, 1853, №№ 42, 44, 45, 46, 48.
11. Крути И. Русский театр в Казани. Материалы к истории провинциального драматического театра. - М.: Искусство, 1958. – 396 с.
12. Летний театр// Казанский Биржевой листок, 1882, № 36.
15. Польский спектакль// Волжский Вестник, 1884, № 17, 7(19) февраля
16. Театр в Казани// Казанские губернские ведомости, 1849, № 40.