Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Автор: 
Данияр Ундербаев (Шымкент, Казахстан)

В настоящее время повсеместно обсуждается значение концепции развития человека, которая постоянно актуальна в осмыслении нашего меняющегося мира и поиске путей повышения человеческого благосостояния. Развитие человека – это не фиксированный и статичный набор предписаний, а эволюционирующая идея, так как по мере изменения мира аналитические инструменты и концепции тоже меняются [1, c. 58].

Поэтому и подход к развитию человека должен быть приспособлен к вызовам нового тысячелетия. В последние 20 лет наблюдался существенный прогресс во многих аспектах развития человека. Большинство людей сегодня более здоровы, дольше живут, имеют более высокий уровень образования и лучший доступ к товарам и услугам. Даже в странах, находящихся в неблагоприятных экономических условиях, люди улучшили свое здоровье и образование. При этом прогресс не сводится только к улучшению здоровья и образования и повышению доходов, но включает в себя также расширение возможностей выбора руководителей, влияния на государственные решения и обмена знаниями.

Глобальный прогресс сочетался со значительной вариабельностью по странам. Это дает основания полагать, что глобальные силы делают его осуществимым для стран на всех уровнях развития, однако страны различаются по степени использования этих возможностей. Одним из наиболее неожиданных результатов исследований в области развития человека в последние годы явилось отсутствие существенной корреляции между экономическим ростом и улучшениями в области здравоохранения и  образования [2, c. 44].

Многие инновации позволили странам улучшить здравоохранение и образование при очень низких затратах, что объясняет, почему корреляция между доходом и не связанными с доходом измерениями человеческого развития со временем ослабела.

В столь сложной, быстро меняющейся реальности, все труднее жить и действовать. Все сложнее принимать правильные решения, последствия которых могут повлиять не только на шансы индивидов, но и целых обществ. Большинство стран мира борется с экономическими и социальными проблемами.

  В настоящее время народы Европы четко осознали, что метод "плавильного котла" не подходит для достижения их целей. Напротив, в специфических европейских условиях он приведет к нежелательным результатам, особенно в области культуры, образования и исследований. В течение многих веков европейские страны были разобщены и враждебны друг другу, что во многом обусловило культурные, религиозные и лингвистические различия. В настоящее время государства Европы признают отдельные общие черты, но при этом они принимают культурное разнообразие как данность и считают его преимуществом. Идет поиск различных форм сплочения и интеграции.

  В процессе создания европейского пространства высшего образования стало ясно, что определенные вопросы однозначно подлежат общественной ответственности, в частности понятная и сходная структура степеней, законодательные рамки обеспечения равного доступа, качества и академической автономии, а также демократическое управление вузами.

Система образования – это то основание, на котором формируются казахстанские кадры, и потенциал развития страны.  От того насколько эффективно работает эта система будет зависеть насколько успешно будет развиваться казахстанская экономика.

Правильное развитие системы образования особо актуально еще и потому, что динамика и принципы мировой экономики определяются наиболее развитыми странами (США, Япония, страны Европейского союза и проч.). Чем более развита страна, и чем более развитыми технологиями она владеет, тем выше экономическая эффективность у их компаний и большую прибыль они получают. Если наши специалисты не смогут работать с современными технологиями (будь то технологии в сфере услуг или в промышленности), не будут понимать принципы и законы развития рынков, тогда казахстанские компании не смогут добиться эффективности во многих жизненно важных отраслях. При таком пессимистическом сценарии, развитие Казахстана возможно только при постоянно увеличивающихся объемах производства «легкодоходных» отраслей (добыча энергетических ресурсов, металлов и проч.). В таких условиях любая страна становится сильно зависима от мировых рынков сырья. И вырваться от зависимости и пристрастия к легкодоступным средствам очень трудно.

Кризис повлиял на рынок высшего образования - самый элитный уровень образования в любой стране. С 2007 года численность студентов ежегодно обучающихся в РК сократилась на более чем 100 тыс. человек (падение на 15%). Это говорит о том, что ежегодно количество поступающих абитуриентов в РК сокращается.

Одной из основных причин явилось то, что реальные доходы населения сократились, и соответственно упала и доступность высшего образования. С другой стороны сами ВУЗы значительно повышают цены на свои услуги. Сейчас чтобы получить образование по наиболее популярным специальностям студент в год должен заплатить около 300 тыс. тенге (около 2 000 долл. США).

Эти факторы вызывают снижение количества учащихся в ВУЗах. Нельзя сказать, что это плохо, т.к. высшее образование не должно быть тотально массовым, высокая загруженность университетов и учебных групп, создает большую нагрузку на преподавателей, административный персонал и самих студентов. Да и сам рынок труда не сможет обеспечить всех выпускников рабочими местами, соответствующими степени бакалавра или магистра. 

 Начиная с 1990 года, до 2007 число учащихся в ВУЗах Казахстана увеличилось более чем 2,5 раза, сейчас в Республике обучается около 610 тыс. человек [3, c.10]. Подобная обеспеченность высшим образованием молодежи Казахстана похвальна, и повышает нас в рейтинге человеческого развития. Также Казахстан опередил таких лидеров высшего образования как Великобритания, Япония. Германия и даже Россию по количеству вузов на один миллион жителей (сейчас в республике действует свыше 130 высших учебных заведения). Но это количественные характеристики и они, к сожалению, не отражают качество нашего высшего образования. А показатель качества образования сегодня является ключевым, как для отдельных ВУЗов так и для всей системы образования страны.

Получение высшего образования всегда было и остается одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда. Это подтверждает и пример нашей страны, где 35% взрослого населения имеют высшее образование – этот показатель (на уровне 30-35%) характерен и для стран с развитой экономикой [4].

Высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, означает верхний уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов. Таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации.

Ситуация с низким уровнем качества образования сложилась из-за отставания развития нашей системы образования от требований рынка. После распада СССР казахстанский бизнес начал активно развиваться. Чаще методом проб и ошибок, т.к. научными знаниями о ведении бизнеса владели единицы, при этом система высшего образования очень медленно «привыкала» к новым условиям, и не успевала за развитием бизнеса. Система образования, также как и вся экономика, была в кризисе. Все образовательные программы и методики преподавания устарели и не соответствовали новым условиям свободного рынка.

Без обратной связи с экономикой и рынком труда система высшего образования теряет возможность учиться на своих ошибках, адаптироваться и в итоге улучшаться.

Как правило, уровень образования в рыночных условиях «подстраивается» под уровень развития экономических отношений в стране, но если грамотно использовать систему подготовки студентов, тогда можно влиять на развитие страны. Можно уже сейчас готовить менеджеров, технологов, инженеров по новым «качественным» программам. Впоследствии эти специалисты будут внедрять инновации и новые технологии, что позволит развивать наш бизнес и производство, оздоравливать и укреплять его.

 

Литература:

1.  Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. /Пер.с англ.; ПРООН.-М., Издательство «Весь мир», 2011.-188с.   

2.  В.Андреев, В.Степанов Реформирование высшего образования в постсоциалистических странах Европы на рубеже веков. –Минск: НИО, 2000.-96с.

3.  Агенство по статистике Республики Казахстан //Аналитический сборник. 2009-2012гг.

4.  www.stat.kz. Электронные ресурсы Агенства по статистике РК.

 

Научный руководитель:

 

Доктор экономических наук, профессор Умбиталиев А.Д.