Автор:
Юлия Шапкина, Александра Лагутина (Курск, Россия)
Понятие безопасности может быть связано с различными сферами общественной жизни, не исключением стала и экономика. Обеспечение безопасности экономики страны один из важнейших моментов ее благополучного развития, как во внутренней, так, и во внешней среде. Появление угроз для экономики, оказывающих негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства влечет за собой вмешательство специалистов экономической безопасности. Экономические угрозы подразделяются на два вида: внутренние и внешние.
Внутренние угрозы – это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем [1, с. 92].
При исследовании проблемы экономической безопасности неизбежно возникает необходимость определения границ безопасного функционирования страны и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень изменения параметров развития народного хозяйства, за пределами которого возникают опасности в той или иной сфере. Пороговые значения экономической безопасности – это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны.
Для выработки индикаторов и пороговых значений экономически безопасного развития необходим специфический методологический подход выбора таких показателей и условий, которым они должны отвечать.
К методологическим положениям определения предельных значений экономической безопасности можно отнести:
- при выборе пороговых значений экономической безопасности необходимо исходить из того, что уровень предельных величин зависит от конкретно исторических условий развития;
- проблемы национальной безопасности резко обостряются в периоды кризисов и структурных преобразований. Соответственно меняются предельно допустимые показатели и параметры социальных, экономических, культурных и других сфер жизнедеятельности государства;
- критерии и параметры национальной безопасности являются подвижными. Унифицированные показатели далеко не всегда объективно отражают уровень развития данного общества. Предельные значения развития, вполне приемлемые для развития одной страны, являются весьма низкими, не отвечающими условиям жизнедеятельности другой;
- при определении пороговых значений необходимо, согласно теории социальной устойчивости, оценивать социально-экономическую ситуацию не по отдельно взятому показателю, а по их совокупности, так как из-за критического отклонения одного-двух параметров от предельно допустимых величин далеко не всегда правильно оценивается сложившееся положением в целом [2, с. 325].
Получение пороговых значений показателей экономической безопасности сопряжено с принципиальным определением национальных приоритетов страны. Основные национальные интересы сформулированы в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. В рамках рассматриваемой задачи наиболее важными являются:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства, как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия;
- исключение зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического содружества, международной кооперации производства;
- поддержание приемлемого уровня жизни населения, недопущение выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с учетом социально- политической стабильности в обществе;
- устойчивость финансовой системы, банковской системы и национальной валюты. Финансовая система определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;
- должный уровень развития российского финансового рынка и рынка ценных бумаг;
- снижение и эффективное управление внешним и внутренним долгом;
- обеспечение финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;
- сохранение единого экономического пространства и развитых межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;
- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях [3, c. 4].
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (далее — Стратегия) сформулированы главные стратегические угрозы национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу п.55. Там же п.112 приведен перечень основных характеристик состояния национальной безопасности, которые предназначаются для оценки состояния национальной безопасности.
Руководствуясь тем, что угрозы экономической безопасности получают количественное выражение в индикаторах экономической безопасности ( далее ЭБ), представим стратегические угрозы ЭБ и основные характеристики
Понятие «национальная безопасность» по своему содержанию шире понятия «экономическая безопасность». Поэтому сопоставлять с указанными угрозами ЭБ на предмет соответствия им необходимо не все индикаторы национальной безопасности, представленные в таблице, а только те из них, которые можно отнести к индикаторам ЭБ. Таковых, получается, пять (с № 1 по № 5 включительно).
Сопоставление угроз ЭБ России (с первой по седьмую) с индикаторами ЭБ (с первого по пятый) дает, на наш взгляд, основание сделать следующие выводы. Во-первых, ни по одной угрозе ЭБ не определены адекватные каждой из них индикаторы ЭБ, за одним, пожалуй, исключением: угрозе ЭБ под № 6 соответствует, хотя весьма и весьма опосредованно, индикатор ЭБ под № 4. Во-вторых, ни один из индикаторов ЭБ не является количественным выражением ни одной из семи угроз ЭБ, за одним исключением: индикатор ЭБ под № 4, по своей направленности, может быть количественным выражением угрозы ЭБ под № 6 [4, c. 110].
Таким образом, экономическая безопасность – это неотъемлемая характеристика экономической системы, позволяющая поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения страны, обеспечивать необходимые ресурсы для благополучного развития хозяйства страны. Разработка показателей экономической безопасности является необходимым условием безопасности функционирования страны.
Литература:
1. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова. 4-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 815 с.
2. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб; 2008. – 473 с.
3. Денежкина И.Е. Суздалева, Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона // Эффективное антикризисное управление. – 2012. – №10. – с. 1-8
4. Удовенко С.П. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики. – 2012. – №2(42). – с. 108-110.
Научный руководитель:
преподаватель Приходченко Ольга Сергеевна.