Автор:
Анастасия Пилипенко (Харьков)
Осуществление инновационных процессов на современном уровне и динамичное развитие национальной экономики на этой основе сегодня невозможны без интенсивного привлечения иностранных инвестиций.
Объем иностранных инвестиций является одним из показателей, характеризующих степень интеграции страны в мировое сообщество и зависит от привлекательности объекта инвестирования. Иностранные инвестиции – это реализация вывоза предпринимательского капитала в страны-реципиенты. В Законе Украины «О режиме иностранного инвестирования» иностранные инвестиции определяются как ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта [1].
Получение иностранных инвестиций, условия их привлечения – это фактор, характеризующий инвестиционную деятельность и способствующий дальнейшему развитию внешнеэкономических связей. Инвестиционная привлекательность определяется субъектами инвестирования по общему инвестиционному климату в стране, условиям проведения внешнеэкономической деятельности, в том числе правовыми, таможенными.
Каждое государство имеет свою систему цен на ресурсы, налоговую политику и законодательную базу, различный уровень развития отраслей и, соответственно, возникают различия в прибыльности субъектов и объектов инвестирования. Импортные и экспортные операции по перемещению капитала связаны также с политической стабильностью и уровнем торговли на международном рынке.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в государственную экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта [2].
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
-
прямые, или реальные, инвестиции;
-
портфельные, или финансовые, инвестиции;
-
среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль.
Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки [3].
В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов.
Денежный рынок – рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств.
Рынок капиталов – рынок среднесрочных банковских кредитов и долгосрочных займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.
В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями [4].
Для привлечения зарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие меры:
-
ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;
-
введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;
-
освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;
-
замена налогов, сборов и обязательных платежей распределением производственной продукции между инвестором и субъектами;
-
определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства [1].
В реализации комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций важное место занимает создание и совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности в Украине. проведение необходимых организационных мероприятий. Основными из которых являются:
- стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций;
- заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;
- отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов управления [6].
Иностранный капитал может привнести в Украину достижения научно- технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Украины в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни людей.
На практике в настоящее время развитие взаимодействия с иностранными инвесторами в Украине осуществляется по следующим направлениям: совместная деятельность в области производства, финансов, экономических услуг, внешней и внутренней торговле и др.; привлечение иностранных инвестиций на основе концессий или соглашений о разделе продукции; создание свободных экономических зон с целью активного привлечения иностранных инвестиций в определенные регионы страны, но при условии их экономической обоснованности и целесообразности [5].
Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иностранные инвестиции. При достижении макроэкономической стабильности, активизации международного инвестиционного сотрудничества, возможно ожидать увеличение притока иностранных инвестиций в развитие экономики.
Инвестиции внутренние и внешние представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит реализацию всех экономических реформ в целом.
Литература:
-
http://www.nam.kiev.ua/ape/n_01_5-6/Gytkevih.htm
-
http://www.ret.by/refs/28/4714/1.html
-
http://polbu.ru/bandurin_corporations/ch13_all.html http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=C1A0D4C2806A4F4A8B79A2D98F50D9EC
-
Гуткевич С.А. Условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины / Гуткевич С.А.
-
http://referat-kursovaya.repetitor.info
-
http://www.alldocs.ru/zakons/index.php?from=441С.
Научный руководитель:
Ткаченко О. В., ассистент