Автор:
Маргарита Свирид (Харьков)
Явление «международная миграция» достаточно давнее, оно оставило зметный след в развитии человечества. Существенное влияние на социально-экономическое развитие стран оно оказывает и в настоящее время.
Процессы миграции остаются серьезной проблемой для многих стран, но особенно острой она остаётся для Украины, так как Украина является лидером по количеству населения, которое покинуло пределы страны по субъективным или объективным причинам. По данным Министерства труда и социальной политики Украины эта цифра составляет около 5 млн. человек, и это только официально зарегистрированные мигранты, а существует ещё и «черная статистика миграции», где цифры намного больше – 7 млн. чел. (13% населения) [3].
Каковы причины миграции? Официальная статистика только частично может дать картину состояния трудовой миграции из Украины и в Украину. Миграция трудовых ресурсов – это перемещение людей в международном териториальном пространстве с целью поиска места работы без изменения места постоянного проживания. В структуре трудовой миграции граждан Украины по степени легальности можно выделить четыре уровня, которые качественно отличаются друг от друга [2].
Официальная трудовая миграция – перемещение украинских граждан, которые, выезжая за границу, декларируют цель выезда. Они являются легальными трудовыми мигрантами в принимающих странах.
Неофициальная легальная миграция – поездки наших граждан заграницу с декларированной целью туризма, посещение родственников с дальнейшим трудоустройством и регистрацией в стране-реципиенте.
Нелегальная миграция – поездки за границу, связанные с незарегистрированной занятостью.
Миграция жертв преступных группировок – торговля людьми и другие случаи пребывания граждан Украины в нечеловеческих условиях или занятость противоправной деятельностью за границей не по собственной воле.
По оценкам экспертов реальное количество работников-мигрантов в десятки раз больше чем официальные сводки. Несмотря на разнообразие оценок масштабов трудовой миграции, все они показывают, что поездки на заработки за границу приобрели широкое распространение, стали типичным для многих украинцев источником доходов, а также имеют, благодаря этому, большое общественно-политическое и социальное значение. Определенное представление о масштабах трудовой миграции дают данные пограничной статистики в комбинации с результатами социологических опросов международных пассажиров в пунктах пересечения границы, которые показывают, что с целью трудоустройства и торгового бизнеса осуществляются соответственно около 4% и свыше 16% выездов на западной границе, 14% и 25% – в восточном направлении. По данным соцопроса Института социологии НАН Украины, наибольший опыт работы за границей у жителей западных областей – 36,8%, почти каждая третья семья, жители центральных и восточных регионов – 26,4% и 21,4% соответственно, жители южных областей – 15,4%.
Значительно расширилась география стран назначения мигрантов. Хотя Россия и страны, которые являются нашими западными соседями, остаются наиболее посещаемыми украинскими мигрантами, увеличивается их присутствие в «старой» Европе, некоторых азиатских, даже латиноамериканских странах.
Также изменилась и структура работ, которая выполняется мигрантами. Сегодня основными сферами, где заняты украинские мигранты, являются: строительство; сельское хозяйство (сбор урожая); домашнее хозяйство (уборка дома, уход за детьми, инвалидами); сфера торговли и сервиса (в т.ч. гостиничный бизнес).
Так, трудовая миграция в Россию: задействованы преимущественно мужчины строительных профессий и малоквалифицированные граждане. Трудовая миграция в Италию: задействованы преимущественно женщины старшего трудоспособного возраста. Работа домашней прислугой, нянями, гувернантками. Характерно долгосрочное (2-3 года) пребывание. Трудовая миграция в Испанию: преимущественно сельскохозяйственные работы, строительство. Трудовая миграция в Польшу и Чехию: разные виды работ, где задействованы как мужчины, так и женщины. Характерно краткосрочное пребывание (2-3 месяца).
Опрос работников-мигрантов позволил установить иерархию мотивов, которые предопределяют поездки на роботу за границу [2]:
заработок ради улучшения жилищных условий, приобретение машины или других дорогих товаров продолжительного употребления,
заработок ради удовлетворения текущих жизненных нужд – питание, приобретение необходимых товаров повседневного употребления.
накопление средств для оплаты обучения детей в учебных заведениях;
накопление стартового капитала для создания собственного бизнеса;
мотивы нематериального характера (увидеть мир, выучить языки).
Следует отметить, что условия работы большинства украинских граждан за границей не отвечают нормативам, установленным в Украине. Подавляющее большинство мигрантов имеют рабочий день продолжительностью 10 часов и больше. Только 10-15% из них имеют письменные договоры с работодателем. Устные договоренности о трудоустройстве массово нарушаются, особенно в части оплаты труда.
Так, договоры по обеспечению социальной защиты эмигрантов Украина подписала лишь с семью странами, что, конечно, недостаточно. Для повышения социальной защиты молодых эмигрантов необходимо обеспечить возможность платить налоги – чтоб иметь трудовой стаж и в дальнейшем получать пенсию; ликвидировать двойное налогообложение. Ведь работая за рубежом трудовые мигранты остаются украинскими гражданами. Соответственно, рассчитывают на помощь и поддержку родного государства.
Международные эксперты считают, что трудовая миграция как легальная, так и нелегальная выгодна Украине. Статистика Национального Банка свидетельствует: ежегодно «заробитчане» присылают в страну 27 миллиардов евро, что составляет 8% украинского ВВП. Мигранты, работающие за рубежом, перенимают культуру труда более развитого общества и могут использовать ее в Украине. Их дети изучают языки, для получения дальнейшего образования за границей [2].
За последние несколько лет в миграционных процессах появились положительные тенденции. Госкомстат утверждает, что за 2010 г. поток выезжающих сократился на 10,9%. Популярность нашей страны среди иностранных граждан, напротив, выросла. В Украине побывали 25 млн. 449 тыс. 78 иностранцев – на 10% больше, чем годом ранее. В основном в Украину едут из стран-соседей. Так, за год украинскую границу пересекли 7,6 млн. россиян, 5,2 млн. поляков, 4,4 млн. молдаван, 3,4 млн. белорусов. Около 1 млн. человек прибыли в Украину по служебной необходимости, еще 1,6 млн. – с туристической целью. 65 тыс. человек из общего потока мигрантов приехали учиться, 12 тыс. – трудоустроиться, 27,8 тыс. – на постоянное место жительства [3].
Конечно, даже самые совершенные технологии социальной работы с мигрантами принесут положительные результаты при наличии четкой и продуманной государственной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым мест поселения. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Государственного комитета по делам национальностей и миграции и других органов власти (центральных и местных), выделение для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. Должна вестись большая организаторская работа по приему и обустройству беженцев и мигрантов. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы. Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, вселяет сдержанный оптимизм относительно ее решения.
Литература:
-
Трудовая миграция: вызовы для Украины // Зеркало недели. – №5. – 11 февраля 2011 г.
-
Экспертный доклад о миграционной политике Украины // Социально-экономический журнал «Фокус».
-
http://www.ukrstat.gov.ua [Электронный ресурс].
-
http://www. News Ukraine. com. ua [Электронный ресурс].
-
Научный руководитель: Титарь О.А.