Современный зритель воспитан на впечатлениях, рождаемых визуальной культурой, динамичность которой является своеобразной эволюцией воображения, формирующей новые представления о формах и способах взаимодействия с художественной культурой.
Для театра актуальными задачами сегодня являются: инновационные режиссерские идеи, синтез видов искусств и проникновение современных компьютерных технологий в театр, которые требуют обновления облика спектакля и его сценографического решения.
Охарактеризовать типологические приемы использования метафоры в системе выразительных средств в сценографии, необходимые режиссеру и художнику для создания театрального действа.
Вопросы метафоры рассматриваются современными научными школами. Актуальным является рассмотрение проблемы метафоры в языке тетра и языке сцены, в контексте полисемических представлений авторов концепций. Которые представлены как теоретиками, так и практиками современного театра и сценографического искусства.
В 1931-1941 гг. в работах ученых-структуралистов Пражского лингвистического кружка впервые появились примеры применения общетеоретических постулатов семиотики к феномену театра. Основателями нового направления были О. Зих, Я. Мукаржовский, П.Г. Богатырев. В последующие годы Р. Барт разработал семиотическую концепцию внелингвистического языка искусства, сформулировал понятие системы знаков и структуры мифа. А. Юберсфельд в книге «О театре», представляет аналитическую концепцию представления о знаке в театре, где обобщает частные исследования семиотической теории театра.
Интеграционная концепция представителей польской семиологической школы рассматривающих многогранность театрального знака – представлена в обзоре современной теории драмы голландского исследователя Алоизия Ван Кестерна.
В работе Г.Г. Почепцова «История русской семиотики до и после 1917 года» рассматривается коммуникативность театральных процессов, семиотическое многоязычие, характекные для театра.
Рассматриваемая нами проблема: метафора как выразительное средство в сценографии включает три составляющих:
-
значение семиотического знания в искусстве;
-
содержательные аспекты семиотики;
-
использование метафоры в режисуре театральних представлений
Особенности состояния научного знания в информационную эпоху обеспечивают опережающие темпы развития интеграционных отраслей знания. В гуманитарном цикле наук, семиотика с точки зрения информационной насыщенности занимает лидирующие позиции. Одним из целевых назначений этой науки является формирование основы для классического знания, базирующегося на эмпирическом опыте.
Семиотический анализ современного театрального искусства рассматривает сценическое действие как особенный язык театра, который выражает ряд условностей по отношению к искусству и к реальности, и является источником передачи семантической информации. Язык театра и язык сцены в культуротворческой среде, является составляющим системы процесса коммуникации. Усложнение методологии театральной среды приводит к необходимости поиска новых структурных особенностей сценической композиции.
Режиссер и театральный художник создают в представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей, в которых ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от своих создателей знания закономерностей использования иносказательных выразительных средств и их отличия друг от друга.
Понятие символ наделено огромным множеством значений которые потенциально присутствуют в каждом символическом образе. Символ может входить и в метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, какие их значения сближаются, чтобы породить новое.
Использование символов и ассоциаций в решении каждого эпизода представления должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, а не быть лишь иллюстрацией. Тогда каждая деталь на сцене превращается в реалистический символ, помогающий поэтическому осмыслению режиссером реального жизненного материала и созданию на его основе образно-метафорического строя требующего максимальной чистоты, точности, конкретности выразительных средств.
Выразительным средством эмоционального воздействия является метафора, принцип построения которой состоит из сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.
Различаются три типа метафор:
- метафоры сравнения, в которых объект прямо сопоставляется с другим объектом;
- метафоры загадки, в которых объект «замаскирован» под другой объект;
- метафоры, в которых объекту приписываются свойства других предметов.
Режиссер и художник могут использовать метафору как средство построения сценических образов. Всякая метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Еще в конце ХІХ века французский поэт и драматург Альфред Жарри (гротескная кукольная драма «Король Убю») начал переводить словесную метафору на пластический язык сцены с целью создания образного строя, поэтического углубления мысли, позволяющее режиссеру довести решение спектакля до философского обобщения.
В современной сценографии можно определить такие типологические приемы использования метафоры в языке театрализации:
- метафора оформления, в которую входят: планировка, конструкция, оформление, детали, свет. Их соотношения могут выражать основную семантику спектакля.
- метафора пантомимы, где материалом выразительного языка является знак. Содержание действия, весь классический «текст» это непрерывная цепь логически выстроенных по форме, емких и ясных по содержанию знаков. Метафора пантомимы становится обобщающим художественным образом, если в ее действии заложена – борьба, динамика, образная пластика, монументальность.
- метафора мизансцены для которой необходима тщательная разработка пластических движений и словесного действия для создания обобщенного художественного образа.
- метафора в актерской игре являющаяся образным средством театральной выразительности. Режиссер создает образы больших обобщений, Индивидуализированные образы наполняются гротеском.
Использование метафоры в сценографии театра необходимо для решения режиссером и художником новых задач. Через прием и форму зритель должен воспринимать содержание и, воспринимая его, не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания и формируют активное отношение к получаемой сценической информации.
В современной театральной жизни богатой многоплановостью и многовариантностью зритель может оказаться в состоянии недопонимания. Средства иносказания, как в режиссуре, так и в сценографии должны быть неразрывно связаны с «жизненным опытом» театрального зрителя, обуславливаться этим опытом, быть понятными и способствовать дальнейшему художественному, интеллектуальному развитию и эволюционированию мировозрения.
Результаты проведенного исследования дают возможность в дальнейшем исследовании сосредоточить внимание на проблеме – «композиционная организация сцены».
-
- Литература:
-
Алфьорова З.І. Візуальне мистецтво кінця ХХ – початку ХХІ ст.: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора мистецтвознавства: спец. 26.00.01 – теорія та історія культури / Алфьорова З.І. – Х., 2008. – 43 с.
-
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Барт Р. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 616 с.
-
Лотман Ю. Семиотика сцены / Лотман Ю. // Театр. – 1980. – №1. – С. 89-99.
Научный руководитель:
доктор архитектуры, профессор Кравец Владимир Иосифович