Автор:
Елена Колоскова, Татьяна Воротняк (Черновцы)
Вступление. Процесс обучения можно рассматривать как контролируемое движение к цели, скорость и эффективность которого в значительной мере определяется мотивацией обучающегося. При этом следует помнить, что «золотым стандартом» мотивации остается обучение «не для школы, а для жизни». Вместе с тем, в современных условиях одной из важных проблем высшей школы является снижение мотивации студентов к приобретению знаний, умений и практических навыков, что может приводить к ненадлежащему овладению профессиональным мастерством выпускниками высшего учебного медицинского заведения [1-2]. Исходя из этого, поиски различных методов повышения мотивации к обучению студентов являются актуальными и перспективными, а результаты написания врачами-интернами тестового лицензионного интегрированного экзамена (ЛИЭ) «Крок-3» можно рассматривать как критерий готовности молодых специалистов.
Цель работы: на основании анализа результатов теоретической и практической подготовки студентов и врачей-интернов по специальности «педиатрия» и «неонатология» определить наиболее влиятельные факторы относительно их результатов ЛИЭ «Крок-3» в интернатуре.
Материал и методы. Нами проанализированы результаты успеваемости 180 выпускников Буковинского государственного медицинского университета на протяжении додипломного и последипломного этапов обучения по разделам педиатрической специальности, результаты исходного, промежуточного и итогового контроля уровня их знаний и умений во время первичной специализации в интернатуре по указанной специальности. К анализу включены экзаменационные оценки по пропедевтике детских болезней, факультетской и госпитальной педиатрии, детским инфекционным болезням, результаты написания ЛИЭ «Крок-2», результаты сдачи государственного экзамена по детским болезням с детскими инфекционными болезнями. Среди показателей, которые отражали подготовку в интернатуре по педиатрическим специальностям, учитывали исходный уровень знаний и умений, результаты полугодовой, годовой и заключительной аттестации, а также результат ЛИЭ «Крок-3». Таким образом, в анализ вошло 180 выпускников 2003-2008 гг., среди которых 81,7% составляли девушки и лишь 18,3% врачей-интернов мужского пола; 66,1% с интернов учились на контрактных условиях и 33,9% – по государственному заказу.
Результаты и их обсуждение. Анализ обучения педиатрической специальности на додипломном этапе позволил предположить, что, в целом, средний балл будущих педиатров на додипломном этапе, несмотря на незначительные колебания, достигал 4-балльной отметки лишь при изучении пропедевтики детских болезней и во время государственного выпускного экзамена. Несмотря на это, показатели исходного уровня знаний и умений интернов 1 года не достигали 3,5 баллов, хотя положительный тренд оценки за 2 года обучения в интернатуре составлял 0,8 баллов.
В зависимости от формы обучения (бюджетная или на условиях контракта) достоверно лучшей оказалась успеваемость когорты интернов-бюджетников на додипломном этапе – по факультетской педиатрии и детским инфекционным болезням, а на последипломном – при оценке исходного уровня знаний и умений, полугодовой и годовой аттестаций.
Результаты сдачи ЛИЭ «Крок-2» и «Крок-3» когортой интернов, включенных в анализ, свидетельствовали о том, что хотя средний процент правильных ответов по «Кроку-3» оказался меньше относительно «Крока-2» как в целом, так и в зависимости от форм обучения, однако все эти различия не имели статистической достоверности.
Аналогично и показатели клинико-эпидемиологического риска написания ЛИЭ «Крока-2» и «Крока-3» лучше среднего показателя врачами бюджетной формы обучения по сравнению с интернами, обучающихся по контракту, были статистически мало значимыми. Шансы написать «Крок-2» больше, чем на 76%, составляли: отношение шансов: 1,3 (95% ДИ: 0,7-2,3), абсолютный риск – 6%, относительный риск 1,1 (95% ДИ: 0,7-1,7), а «Крок-3» больше 74% соответственно: отношение шансов – 1,4 (95% ДИ: 0,9-2,3), абсолютный риск - 9% при относительном риске – 1, 2 (95% ДИ: 0,8-1,6). Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что форма обучения достоверно не влияет на результаты написания тестовых лицензионных экзаменов.
Результаты «Крока-2» имели средней силы вероятные статистические связи с результатами «Крока-3», равно как и результаты обучения на 5 курсе и итог на государственном экзамене. Вместе с тем, результаты проведенного анализа позволили нам выявить еще один весомый рычаг лучшей подготовки к профессии – это характеристика базы стажировки. Так, врачи-интерны, которые учились на заочном цикле на базе ОДКБ г. Черновцы – многопрофильной больницы, имеющей в структуре 2 реанимационных отделения с выездными ургентными бригадами, – демонстрировали лучший уровень ответов на «Крок-3», что объясняется основной задачей данного экзамена.
Если результаты написания на 6-м курсе «Крока-2» не отличались в подгруппах интернов, которые в дальнейшем распределены на различные базы стажировки, выявлены различия по результатам сдачи ЛИЭ «Крок-3» в интернатуре. Причем не только результаты «Крока-3» оказались достоверно лучшими в интернов, которые учились на базе областной детской больницы, но и результаты полугодовой, годовой и заключительной Государственной аттестаций врачей-интернов. То есть на базе стажировки при прохождении заочного цикла, а также во время ночных дежурств в многопрофильной областной клинике на очном цикле, врачи-интерны приобретают не только практические навыки, но у них формируется определенный опыт тактики оказания неотложной медицинской помощи детям в критических состояниях. Этот опыт неоценим как для дальнейшей профессиональной деятельности врача, так и для написания «Крока-3» по неотложным состояниям. Он, без сомнения, значительно улучшает мотивацию к обучению. С помощью клинико-эпидемиологического анализа нами установлено, что шансы составить «Крок-3» больше, чем на 72% правильных ответов при таких условиях в интернов возрастают почти вдвое.
Если для интернов, которые учатся по государственному заказу, с результатами «Крока-3» достоверно коррелировали преимущественно факторы, которые формируются на додипломном этапе, то для интернов, обучающихся на контрактных условиях, кроме связи с предыдущим ЛИЭ «Крок-2», имела значение лишь характеристика базы стажировки. Полученные результаты подтвердились и по результатам проведенного регрессионного и корреляционного многофакторного анализа. В частности, при многофакторном анализе результатов «Крока-3» в общей когорте интернов вероятно усиливающими компонентами были все результаты додипломного обучения, результаты полугодовой и годовой аттестации интернов и характеристика базы стажировки. Многофакторные модели результатов «Крока-3» в зависимости от формы обучения оказались очень похожими, за исключением того, что для интернов-контрактников одним из усиливающих компонентов третьего фактора оказался женский пол (r=0,85, p<0,05).
Проведенный регрессионный анализ позволил создать модель результатов ЛИЭ «Крока-3», в которой коэффициент множественной корреляции (R) равен 0,44, а коэффициент детерминации (R2) – 0,2, критерий значимости (F) составил 6,4, р<0,00001, что свидетельствовало о том, что такая модель статистически полно и достоверно создает заданный математический образ, а наиболее значимыми среди статистически значимых компонентов были: уровень исходной подготовки интернов (t=3,1, P<0,002), характеристика базы стажировки (t=2,4, P<0,01), а также результаты экзамена по госпитальной педиатрии (t=2,5, P<0,01).
Выводы. 1. На результаты написания ЛИЭ «Крок-3» влияют показатели эффективности обучения на додипломном и последипломном этапах, что требует повышения мотивации к изучению педиатрии уже с первых курсов.
2. Форма обучения интернов существенно не влияет на шансы написания ЛИЭ «Крок-3».
3. Достоверно лучшие шансы (СШ=1,9) в написании «Крока-3» у врачей-интернов, обучающихся на многопрофильной клинической базе, включающей реанимационные отделения. Эти интерны демонстрируют достоверно лучший уровень подготовки на всех этапах промежуточного контроля в интернатуре, что объясняется лучшей мотивацией к обучению.
4. Среди интернов-контрактников представительницы женского пола имеют положительную корреляцию с результатами «Крока-3», отображающий их лучшую мотивацию к обучению и готовность к самостоятельной профессиональной деятельности.
Литература:
-
Сравнительный анализ дидактических методов повышения мотивации студентов к самостоятельной работе на кафедре педиатрии / Л.А. Безруков, Н.К. Богуцкая, Е.К. Колоскова и соавт. / Сб. «Педиатрия на пороге третьего тысячелетия», посв. 85-летию проф. Е.М. Витебского. – Донецк, 2007. – С. 172-176.
-
Лонгитудинальное оценивание относительного условного потенциала знаний и умений – эффективная методика повышения мотивации студентов к учебе / Л.А. Безруков, Н.К. Богуцька, Л.А. Иванова и соавт. / Матер. учеб.-метод. конф. «Проблемы медицинского и фармацевтического образования и пути повышения качества подготовки врачей и фармацевтов в Украине». – Харьков, 2003. – С. 123.