Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПЕРЕМЕНЫ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ. УВЕЛИЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Автор: 
Оксана Нагорная (Харьков)

Рабочее время является одним из важнейших трудовых нормативов. Его учет необходим не только для решения вопросов организации труда сотрудников, но и для определения размеров его оплаты, так как оплачиваться должно фактически отработанное время, а не нормативное. Более того, от продолжительности труда зависит размер не только самой зарплаты, но и среднего заработка при расчете различных компенсационных и страховых выплат [1].

Принятие нового Трудового Кодекса вызывает много вопросов и больше всего дискуссий вызывает статья об увеличении рабочего времени с нынешних 40 часов в неделю до 48.

Многие изменения, которые вносит в трудовое законодательство этот документ, вызывает серьезные опасения экспертов, представителей Конфедерации профсоюзов, оппозиции и рядовых граждан.

Касательно волнующего всех вопроса о продолжительности рабочих часов, согласно ст. 143 Трудового кодекса, максимальная продолжительность за просуммированным учетом рабочего времени не должна превышать 12 часов. При наличии письменного согласия работника, допускается установление большей длительности ежедневной работы. Кроме этого, в соответствии с частью четвертой ст. 143 максимальная продолжительность работы по просуммированному учету рабочего времени на протяжении недели не должна превышать 48 часов. Большая длительность работы в течении недели может быть установлена коллективным договором, или, в случае его отсутствия, нормативным актом работодателя, согласованным с профсоюзным представителем [3].

«Принимая во внимание приведенные нормы проекта Трудового кодекса, можно сделать вывод, что законодатель в одной статье ограничивает продолжительность рабочей недели, а в другой, которая касается специального режима рабочего времени, продолжает его до неограниченности. Такие нормы трудового кодекса не затронут большинство работников, но коснутся наиболее социально незащищенных участников рынка труда» [3].

Таблица 1 – Различия проекта нового Трудового Кодекса Украины и действующего законодательства о труде [2](прикреплена отдельным JPEG файлом).

Действующий Кодекс законов о труде 1971 г. был рассчитан на регулирование трудовых отношений на крупных промышленных предприятиях в условиях административно-командной системы управления. Кроме того, учитывая политическую составляющую государственного режима в то время, КЗоТ предусматривает большое количество экономически неоправданных социальных льгот. Это стало причиной развития теневого рынка труда, когда работодатель не заинтересован в приеме на работу т. н. «льготного контингента» (женщины, молодежь, инвалиды), а также стремиться вывести в тень трудовые отношения [3].

Проект ТК Украины не безупречен и некоторые нормы могут быть признаны неконституционными, с другой же стороны, в проекте ТК Украины системно собраны нормы трудового права, которые на сегодня размещены в разных нормативно-правовых актах, и это позволит облегчить процедуру его применения. Но однозначно можно говорить о том, что в таком виде он существовать не будет, потому что работодатель и работник – это звенья одной цепи, и сужение прав трудящихся породит соответствующую реакцию [3].

 

Литература:

  1. http//:www.prostopravo.com.ua

  2. http//:www.news.flp.ua

  3. http//:www.hrliga.com.ua