Автор:
Наталия Скрынник (Харьков)
Вторая половина 19 века ознаменована не только сложной политической ситуацией в России, но и в литературе и театре. Многолетние размышления А.Ф. Писемского над судьбами русского дворянства, жизни простого народа и опыты изображения их различных слоев нашли отражение в драме «Самоуправцы».
Первое упоминание о пьесе «Самоуправцы» мы находим в письме А.Ф. Писемского к П.В. Анненкову от 10 ноября 1865 г., в котором писатель просит похлопотать о том, чтобы пьеса «Самоуправцы» («Екатерининские Орлы») быстрее прошла Театральный и Цензурный Комитеты, а так же узнать будет ли она поставлена на Петербургской сцене [2, с. 189-190]. Театральный элемент был против постановки, хотя театральная цензура пропустила пьесу. «Самоуправцы» впервые была поставлена в Москве на сцене Малого театра 17 января 1866 г. и в Петербурге в Александринском театре 1 апреля 1866 г. и опубликована в февральской книжке журнала «Всемирный труд» в 1867 г. Это была единственная пьеса из шести, написанных Писемским в 60-е годы 19 века, поставленная на сцене при его жизни.
Главной своей задачей Писемский считал, «взяв в основание страсть человека, выразить вместе и самое время. Настоящее мое произведение взято из Павловских времен. Анекдотичность и театральность эпохи сообщилась и самой пьесе» [2, с. 191]. Трагедия «Самоуправцы» передает характерные черты эпохи правления Павла I. Основное действие развертывается между членами дворянской семьи Имшиных и их окружением. В событиях драмы принимают участие главные персонажи (князь Платон, Настасья Петровна, князь Сергей, Рыков) второстепенные, создающие широкий социальный фон (Девочкин, княжна Наталья Илларионовна, губернатор, управитель, шут, крепостные), эпизодические (карлица, Сарапка, дворянин средних лет, другой молодой дворянин, третий старый дворянин) и внесценические персонажи (Семен Гаврилыч Бахирев, священник, поваренки).
Патриархальный помещик – «самоуправец» князь Платон противопоставляется либеральному помещику, вольнодумцу и вольтерьянцу князю Сергею. В центре трагедии – сильный и властный помещик, чувствующий себя в своем имении не ограниченным никакими законами господином. Это сознание и владеющие ими страсти делают благородного генерал-аншефа князя Платона Имшина тираном и мучителем. Князь Платон, который выстроил специально в своем доме подвалы для того, чтобы пытать крепостных, и затем заключил в эти застенки неверную жену и ее любовника офицера Рыкова, оправдывается автором, как широкая натура, одержимая большими страстями и способная на жестокие и великодушные поступки. Но по ходу действия оказывается, что убежденный феодал Платон Имшин нравственнее и человечнее, чем просвещенный вольтерьянец – его брат Сергей Имшин. Писатель организует действие таким образом, что симпатии читателя колеблются. Важная сторона концепции пьесы проявляется в том, что ни просвещенный офранцузившийся дипломат Сергей Имшин, ни «гатчинский офицер» Рыков не могут сравниться с князем Платоном по цельности и даровитости натуры, именно в этом отразился «исторический скептицизм автора», отмечает Л.М. Лотман [1, с. 465]. Образы героев представляют собой три культурно-исторических слоя дворянской среды одной эпохи. Платон Имшин – более архаичный тип, связанный с традициями петровской эпохи, Сергей Имшин – представитель европеизированного дворянства екатерининской эпохи, а Рыков – павловский офицер. Подобное сравнение демонстрирует постепенное падение нравов, потерю многих душевных качеств, деградацию культуры личности. Стремление к обобщению интересов дворянства, выраженное в образе Рыкова, освещено автором чуть ли не в комическом свете. Княгиня Настасья Петровна Имшина – главный женский образ пьесы. Молодая красивая девушка, бедная дворянка не по любви была выдана замуж отцом-пьяницей. В финале драмы к Настасье Петровне приходит осознание того, что она обманывалась в выборе любимого. Неожиданный поворот событий в пьесе заставляет всех персонажей поменять мнение о князе Платоне, который устраивает помолвку своей жены с Рыковым. Не случайно последняя реплика в пьесе принадлежит княгине Настасье Петровне: «(становясь на колени перед князем). Благодетель Вы мой!» [3, с. 283]. В этой фразе отразилось и преклонение перед широтой его натуры, и восхищение, и любовь.
С большой долей комизма изображен в пьесе второстепенный образ шута Кадушкина, который повелевает судьбами княгини, Рыкова и прислуги, предавшей своего барина.
Кроме проблемы отношений помещиков и крепостных, семейного деспотизма Писемский поднимает проблему положения женщины в обществе, семьи и брака, любви.
Пьеса изобилует диалогами. Диалог является основным способом изображения персонажа в драматургии. Целый ряд признаков персонажей, участвующих в диалоге, оказывают большое влияние на выбор языковых средств в ходе речевого общения и на все речевое поведение участников диалога в целом. Дополнительные характеристики такие, как: психологические и интеллектуальные характеристики, настроение персонажей, интерес к предмету разговора, статус собеседников, их межличностные отношения, внешние обстоятельства протекания речи создают многогранность образов персонажей. Возвращаясь к диалогу и речи героев, хотелось бы отметить использование персонажами различных функциональных стилей речи, функционально окрашенной лексики, просторечия, сленга, диалектизмов.
Дух того времени, позиция автора передается посредством ремарок. В них содержатся описания интерьера, внешности персонажей. Писемский стремится передать не только общие черты внешности, но и мимику, жесты, движения, рисуя психологический портрет. Все детали портрета раскрывают особенности характера того или иного героя. Описание пейзажа в пьесе отсутствует, так как основная часть действия проходила в барском доме в усадьбе Имшина.
Название пьесы «Самоуправцы» выбрано Писемским неслучайно. В центре внимания драмы – самовластие, достигшее невероятных масштабов. Дворянский произвол, являвшийся, по мнению Писемского, противогосударственной силой, – это центральная тема его творчества. И то, что он не отступился от нее в 60-х г. свидетельствует о неудовлетворенности реформами и наличием дворянского своеволия.
Таким образом, понимание драматизма жизни, которое выразил Писемский и его представление о драматическом конфликте, как о форме борьбы личности с идеологией крепостничества, о речи персонажа, как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение комического и трагического – все эти особенности произведений писателя готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего в конце 19 века. Творчество Писемского не только обогатило драматургию эпохи, но и побуждало читателя и зрителя задуматься о жизни общества.
Литература:
-
Лотман Л.М. А.Ф. Писемский // История русской литературы: В 4-х тт. – Т.3. – Л.: Наука, 1982. – 876 с.
-
Писемский А.Ф. Письма: литературный архив / А.Ф. Писемский. – М.: Издательство АН СССР, 1936. – 927 с.
-
Писемский А.Ф. Пьесы / А.Ф. Писемский. – М.: Искусство,1958. – 446 с.