Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЯЕМОГО РОСТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Автор: 
Наталия Рева (Харьков)

Всестороннее исследование процессов долгосрочного социально-экономического развития должно быть основано на научно-обоснованных экономической теории и концепции жизнедеятельности общества в современных экономических условиях. Важной составляющей экономической теории является формирование системы научных взглядов на развитие реального сектора экономики, а также процессы стратегического планирования и управления этим развитием.

Активное развитие организационных форм современного предпринимательства вызывает необходимость изучения вопросов развития промышленных предприятий и стратегического управления этим развитием, в том числе – формирования стратегии управляемого роста промышленных предприятий, и выделение данного научного направления в самостоятельный раздел научных исследований.

Грамотный подход к управлению интеллектуальными ресурсами фирмы способствует повышению заинтересованности персонала в своевременном, эффективном и высококачественном удовлетворении требований рынка.

Взаимосвязь экономической стратегии и стратегических целей предприятия ИГиТ. Такое предвидение целей организации и средств их достижения на длительную перспективу составляет сущность стратегии. Важно также, что стратегия должна содержать в себе индикаторы фиксации достижения уровней поставленных целей. При этом переход на последующий уровень стратегической цели не возможен без преодоления предыдущего уровня. Стратегическое управление объединяет стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации. Экономическая стратегия является сочетанием экономического и стратегического аспектов управления предприятия ИГиТ, определяет на длительную перспективу ее цели, средства и показатели степени их достижения. Рассмотрим теперь эти индикаторы.

Получение экономической прибыли. Исходным индикатором этого уровня является стремление как можно быстрее и как можно больше заработать и накопить капитал для возврата кредитов и расширения бизнеса. При этом цель заключается не в получении прибыли как таковой, а стабильной экономической прибыли, которая может быть направлена как на потребление, так и на расширенное воспроизводство. В этот период наряду с финансовым подразделением предприятия ИГиТ большое значение придается отделу продаж. Определяющими направлениями в развитии являются максимальное расширение бизнеса и освоение целевого рынка.

Увеличение рыночной доли. Этот уровень стратегического планирования связан с возрастанием конкуренции на целевом рынке услуг гостеприимства. В связи с этим основным индикатором является укрепление собственной ниши и увеличение рыночной доли предприятия. Определяющее значение в управлении предприятием имеет отдел маркетинга. Управленческие технологии нацелены на максимальный захват рынка. Особое значение придается росту конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг. Финансовый и организационный контроль за деятельностью предприятия менее важен.

Рост стоимости. На этом уровне создаются системы жесткого финансового и организационного контроля для сохранения управляемости предприятия и контроля за финансовыми потоками при быстром расширении бизнеса. В результате изменений в экономической ситуации и благодаря накопленному опыту идея увеличения стоимости компании выходит на первый план. Появляются управленческие технологии, ориентированные на этом направлении. В современных условиях ценность компании достигается за счет создания устойчивых конкурентных преимущества при внедрения современных информационных технологий, позволяющих эффективно управлять бизнесом. Управление знаниями – основа этого процесса.

Эффективная реализация экономической стратегии достигается при правильном сочетании ее основных составляющих, объединенных системой стратегического менеджмента, которая, в свою очередь, содержит определенные требования, этапы и процедуры.

Так, возможности внешней среды должны в полной мере использоваться с учетом сильных сторон потенциала предприятий. Используя сильные стороны, предприятия могут противостоять угрозам или избегать их. С другой стороны, знание слабых сторон предприятия необходимо использовать для того, чтобы максимально избегать непосредственного воздействия на них со стороны агрессивной внешней среды. Учет перечисленных требований позволяет построить систему стратегического планирования и управления производством и реализацией продукции промышленных предприятий. Такая система должна включать формулировку стратегии предприятия, определение его цели. На этой основе осуществляется диверсификация производственных процессов, формирование производственных цепочек партнеров предприятия и определение цели каждой производственной цепочки.

Этап стратегического выбора направлений развития промышленных предприятий осуществляется после этапов стратегического анализа и целеполагания. Каждой стратегической альтернативе соответствует базовая стратегия развития предприятия, а также набор функциональных стратегий и продуктовых программ, соответствующих основным закономерностям различных фаз макроэкономического, межотраслевого, отраслевого циклов, жизненного цикла предприятий. На основании учета общих требований к целям и логической схемы стратегического выбора выявляется динамика изменений в развитии отраслей, и ранжируются по степени важности проблемы формирования и управления промышленными предприятиями.

Стратегический анализ внешней деловой среды, учет отрицательной и положительной динамики ее развития, разбивка траектории цикла на отдельные этапы являются необходимыми элементами деятельности по организации стратегического управления. При этом важно иметь в виду, что для каждого отдельного этапа имеется отличное от других этапов сочетание возможностей и угроз со стороны внешней среды, определяющее характер воздействия на промышленные предприятия. Таким образом, взаимодействие предприятий с внешней средой будет, прежде всего, зависеть от формирования системы целей, соответствующей каждому этапу.

В фазе спада активности внешней среды для промышленных компаний главными целями развития являются такие, как выживание, приобретение устойчивого конкурентного положения в отрасли и подготовка потенциала, необходимого для быстрой активизации деятельности при появлении симптомов стабилизации внешней среды. Конкурентное преимущество промышленного предприятия в фазе спада деловой активности обеспечивается использованием внутренних возможностей с целью реализации стратегии снижения издержек и стратегии ценообразования, соответствующей данной фазе.

В период окончания спада и начала стабилизации экономической активности внешней деловой рыночной среды промышленные предприятия должны обновлять стратегию развития. В рамках новой стратегической альтернативы меняется система целей и задач развития фирмы. При этом следует учитывать, что стратегический успех на данном этапе приходит не сразу, а лишь после стабилизации макроэкономических условий, обеспечивающих сбалансированную структуру рынков и формировании первичного потенциала экономического роста.

Во время оживления тенденции экономического роста продолжение рост внутренней эффективности промышленных предприятий позволяет ориентировать стратегический выбор направлений развития в сторону внешней деловой окружающей среды. В указанный период во внешней среде происходят качественные изменения, учет которых дает шанс сформировать конкурентные преимущества фирмы.

Стратегическое планирование развития и роста промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса в своей экономической основе предполагает контроль над ценами на новую продукцию в качестве одного из важнейших направлений. Промышленные предприятия, внедряя современные научно-технические проекты, должны располагать значительным запасом времени и капитала. По этой причине развивающиеся предприятия высокотехнологичного комплекса не должны допустить ситуации, когда цены на производимую ими продукцию могут подвергнуться влиянию неуправляемого рынка. Контроль над ценами состоит в том, чтобы, во-первых, сократить до минимума риск потери самостоятельности предприятий и, во-вторых, добиться их ускоренного управляемого роста.

Угрозы эффективности и безопасности компаний исходят от существования возможности непредвиденных колебаний цен и объемов продаж продукции. В случаях, когда предприятия вынуждены держать фиксированные цены на свою продукцию, возникшие колебания объемов продаж в дальнейшем будут значительно усиливаться, так как уменьшению объемов продаж не противодействует снижение цен, как это могло бы происходить при эластичном спросе. Следовательно, обязательная взаимосвязь контроля над объемами продаж по установленным ценам и контроля над ценами является необходимым условием управляемого роста промышленных предприятий.

Эффективная реализация экономической стратегии промышленных предприятий высокотехнологичного комплекса будет достигнута в результате сочетания стратегии ценообразования, основанной на контроле над ценами на инновационную продукцию, товарной стратегии, базирующейся на контроле над продажами и другими составляющими, учитывающими направленность экономической стратегии.

 

Литература:
  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Ансофф И. – СПб: Питер, 1999.
  2. Олейник А. Институциональная экономика / Олейник А.. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Зотов В. В. Институциональные проблемы реализации системных функций экономики / Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь О. В. // Экономическая наука современной России. – 2001. – № 3. – С. 51-69.