Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ

Автор: 
С. Медведев (Харьков)

Металлургическая отрасль, являясь базовой для экономики Украины, в кризисных условиях требует поддержки со стороны государства. Ведь если производство пойдет на спад, предприятия перестанут перечислять денежные средства в бюджет, государству не из чего будет формировать свой валовой внутренний продукт. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поиска путей выхода металлургической отрасли из кризиса.

Украина является одним из лидеров стран-производителей черных металлов в мире и занимает 7 место по объёму производства стали и 3 место по объёму экспорта металлопродукции. Часть продукции, производимая металлургическими предприятиями, составляет 30 % в общем промышленном производстве и составляет 42 % от общих объёмов экспорта Украины. Свыше 80 % металлопродукции экспортируется в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, Южной Америки.

В Украине существуют такие металлургические базы: Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и Луганская области.

Одной из крупнейшей металлургической базой остается Донецкая область. Приазовье (более трети украинского производства агломерата, чугуна, стали, проката, более 12 % кокса, около 6 % стальных труб), – город Мариуполь, 3 металлургических комбината (Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, Металлургический комбинат «Азовсталь», коксохимический завод «Маркохим»).

Донбасс (около 40 % кокса, 1/6 - 1/8 производства чугуна, стали, проката, 16 % стальных труб, треть метизов, 5 % агломерата), – города Донецк, Макеевка, Енакиево, Краматорск, Константиновка, 5 металлургических заводов (Макеевский металлургический завод или ММЗ, Донецкий металлургический завод или ДМЗ, Енакиевский металлургический завод или ЕМЗ, Краматорский и Константиновский металлургические заводы), крупнейший в Европе Авдеевский коксохимзавод, Макеевский и Ясиновский КХЗ (г. Макеевка), «Донецккокс», Горловский коксохим завод, Енакиевский коксохимпром, Харцызский трубный завод, «Силур (компания)», Дружковский метизный завод, «Энергомашспецсталь», Донецкий металлопрокатный завод, Артемовский завод цветных металлов, Никитовский ртутный комбинат, «Укрцинк», Торезтвердосплав, Докучаевский флюсодоломитный комбинат, Белокаменский огнеупорный завод.

На 2009 год металлургия потребляла топлива и электроэнергии всего 38560,2 тыс. тонн условного топлива и 38229 млн. кВт.·год.

В 2009 году на предприятиях отрасли работало 535 тыс. чел., в том числе: чёрная металлургия − 216,1 тыс. чел.; цветная металлургия − 46,3 тыс. чел.; коксохимия − 29,2 тыс. чел.; трубная промышленность − 40,5 тыс. чел.; горнорудная промышленность − 97 тыс. чел.; ферросплавная − 12,4 тыс. чел.; метизная − 14,1 тыс.чел.

Большая часть металлургической продукции идет на машиностроение, таким образом, поставки проката машиностроительным заводам почти столь же привлекательны для металлотрейдеров, как и продажи строителям.

Поставки всех видов проката на отечественные машиностроительные заводы в феврале-марте 2008г. превышали 50 тыс.т, а затем, в апреле-мае, несколько сократились. В целом за І кв. 2011 г. они составили 136,8 тыс.т, в т.ч. для вагоностроения − 43,8 тыс.т, для производства различной техники (сельскохозяйственной, коммунальной и др.) − 13,7 тыс.т.

Начало 2008г. стало периодом, когда машиностроение Украины более чем полно ощутило зависимость от цен на прокат - некоторые его позиции с начала года уже подорожали в два раза. Так, по данным «Метинвест-Украина», с начала года средний индекс цен на отечественный прокат, потребляемый в машиностроении, составил 1,41. При этом машиностроительные заводы никак не закладывали в свои финансовые планы и контракты такого ценового повышения, поэтому уже несколько месяцев назад спрос с их стороны приобрел четкую тенденцию к стагнации.

Что же касается федерального автопрома, то, такие мировые гиганты, как Toyota или General Motors, уже готовятся производить комплектующие на своих новых российских мощностях. Еще один важный фактор: металлурги России уже давно перестроились под требования времени. Вложили массу средств в модернизацию, выпуск новых продуктов, в т.ч. качественных сталей, автолиста, листа с покрытиями. Понятно, что, располагая собственным современным металлопрокатом, машзаводам РФ будет намного проще вести конкурентную борьбу, чем отечественным. Поставки машиностроителям в 2007г. составляли порядка 12% от общего объема продаж компании. Если рассматривать отдельно длинномерный и плоский прокат, то отгрузки первого машпредприятиям в ушедшем году составили 10% всех поставок, второго − 80%. За 5 месяцев 2008г. данная структура несколько изменилась: наблюдается снижение доли поставок машиностроителям до 61% в общем объеме отгруженного листового проката. Это объясняется тем, что в начале 2011 г. «Метинвест-Украина» реализовывала часть продукции металлоторгующим компаниям − в отличие от реализации плоского проката в 2007 г., когда поставки осуществлялись только конечным потребителям.

Вся ситуация в машиностроении связана с особенностями украинского рынка. На украинском рынке металлоторговли «игрокам» становится все более тесно. Крупнейшая компания на нем – «Леман-Украина» контролирует около 12% рынка, УГМК – 8,36%, «Комекс» – 7,58%, «Металл-холдинг» – 5,88%, «МД-груп» – 5,5%. Оставшиеся 60% рынка вынуждены делить между собой более двухсот официально зарегистрированных металлоторговцев.

Такое огромное скопление желающих заработать на перепродаже металла создает жесткую конкурентную борьбу, которая вынуждает участников рынка ужимать свои наценки в пределы 4-10%. Так, по подсчетам компании «Комекс», стоимость арматуры у украинских торговцев сегодня выше заводской на 4,5-6% в зависимости от географического региона сбыта; листовая сталь дороже на 4,5-8%; швеллер – на 5,9%.

Соответственно, если учесть затраты на перевозку и хранение металла, можно предположить, что рентабельность отечественных трейдеров не превышает 3-4%. Время от времени многие компании, являясь заложниками своих производств, вынуждены работать в убыток.

Жесткие рыночные условия, по словам торговцев, делают практически невозможным появление на нем новых «игроков».

Чтобы укрепить внутренний рынок Украинская ассоциация металлоторговцев поставила задачу – выстроить «защитный барьер», с помощью которого можно было бы оградить бизнес от спекуляции и недобросовестных действий.

Во многих странах для стабилизации ситуации на рынки металлопродукции был создан стабилизационный фонд. Первой это сделала КНР. Она выделила на поддержание металлургии 3 млрд. долларов на покупку местных компаний и 1 млн. тонн металлопродукции в попытке защитить горнодобывающий сектор и металопроизводителей от падения спроса и цен. С образовавшимися на рынке излишками чего китайские власти пытаются бороться с помощью формирования запасов, стимулирования внутреннего спроса и поддержки экспорта за счет предоставления льгот. Таким образом, они сохраняют объемы добычи и производства, а также уровень найма, вместо того, чтобы поддерживать политику сокращение производства.

Однако Украина не может предоставить такую государственную поддержку. Это можно наблюдать из невыполнения взаимных обязательств предприятий ГМК и украинского правительства. Одним из ярких примеров является договоренность на наложение моратория на повышение тарифов на транспортировку металлопродукции и фиксирование цены на газ прежними на уровне 179,5 дол за куб м. Однако, через неделю подписания данного меморандума, правительство Украины повысило транспортировку на газ на 15%.

Таким образом, можно выделить ряд мероприятий, которые могут привести к выходу металлургической отрасли из кризиса:

- снижение тарифов на транспортировку металлопродукции и сырья для ГМК;

- стимулирующая налоговая политика для металлургических предприятий;

- использование альтернативных видов топлива и видов транспортировки готовой продукции;

- уменьшение процента ипотечного кредитования на первичном рынке квартир.

Все эти мероприятия приведут к снижению себестоимости металлопродукции, что приведет к повышению конкурентоспособностью на внешнем рынке. При увеличении продаж увеличится и ВВП страны, что повлечет за собой к ускорению выхода страны из кризиса.

Литература:

  1. http://www.metalbulletin.ru/analistics_articles_black_metals/

  2. http://www.metaldaily.ru/news/news22870.html

  3. http://www.metaltorg.ru/analytics/black/index.php?id=421

  4. Богачов О.С. Проблеми розвитку промислових підприємств регіону (на прикладі металургійного комплексу) / Богачов О.С. // Город, регион, государство: экономико-правовые проблемы. – Донецк: «Вебер». – 2009. – С. 224-229.

  5. Буркинский Б. Инновационный уровень производства и конкурентоспособности черной металлургии Украины / Б. Буркинский, С. Савчук // Экономика Украины. – 2006. − №4. – С. 4-15.