Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

БОГОСЛОВИЕ В НОВОРОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Автор: 
Владислав Водько (Одесса)

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс в своей работе «Идея Университета» писал о том что студент в Университете, кроме желания получить знания, хочет получить воспитание[1; с.113]. Эта статья посвящена проблеме изучения и преподавания в Новороссийском Императорском Университете предмета «богословие», в свое время имевшего именно воспитательную функцию и способствовавшего формированию студента как личности. В историографии эта проблема мало изучена. Однако следует выделить такие работы: Дентсенко Н.Н. «Кафедра богословия и церковной истории(по университетским уставам 1804-1863)» [2;], этой проблемы касались в книгах Профессора Одесского(Новороссийского университета) [3;], и Одеські історики (початок ХІХ – середина ХХ ст..) [23;], в этих книгах освещаются биографии профессоров, но не касаются общих проблем преподавания богословия, что не соответствует теме этих книг. Проблема рассматриваемая в этой статье – проблема истории кафедры богословия в одном из императорских университетов является очень мало изученной.

Формирование кафедры Богословия Новороссийского университета фактически началось ещё в Ришельевском лицее, а университетский устав 1863 года определял, что «для студентов православного исповедания всех факультетов состоит при каждом Университете особая кафедра Богословия»[21; с. 30].

В Ришельевском лицее преподавался «закон Божий», что закреплено было в самом уставе учебного заведения: «Всё относящиеся к вере, почитается важнейшею частью воспитания в Лицее»[4; с.8]. Законоучители словом и собственным примером должны были укрепить в воспитанниках веру и благочестие. При лицее действовал православный храм. Для лицеистов «закон Божий» преподавался каждый день в течение первых двух лет обучения. Воспитанники учили ежедневно наизусть по два или по три стиха из Священного писания. Каждое утро надзиратели должны были у них прослушивать выученное. Все ученики собирались утром и вечером в общий зал и слушали читаемые священником молитвы. Перед молитвой священник читал им поучительную книгу.[4; с.8-9] Для характеристики лицейского преподавания «закона Божия» можно привести пример записок П. Сумарокова – важный источник для истории лицея этой эпохи. Он пишет «Теперь мне остается упомянуть о самом замечательном их профессоров – архимандрите Феофиле, законоучителе нашем. Он был назначен из Петербурга, литургию он совершал с особым благоговением, и когда иногда говорил проповеди, то возвращался в алтарь с раскрасневшимся лицом и сильно взволнованным; я это знаю потому, что был прислужником в алтаре и свеченосцем во время служения»[4; с.55]. Преподавание велось по катехизису митрополита Платона, сочинениям Петра Могилы, священной истории и другим подобным руководствам.[4;с.55]

Однако преподавание закона Божия не достигало желаемого результата. Об этом говорит история о том как учащиеся лицея забросали дом законоучителя камнями[4;с.59].

За период существования Ришельевского лицея сменилось четыре законоучителя Архимандрит Феофил (1818-1825), протоиерей Исидор Гербановский (1825 -1833), монах Порфирий (Успенский; будущий епископ Чигиринский, известный востоковед; 1833-1838) и протоиерей Михаил Карпович Павловский (стал первым профессором кафедры Богословия Новороссийского Университета; 1838- 1873) [5;с.99].

Преподавание «закона Божия» велось на высоком уровне, преподаватели были уважаемы. Статус законоучителя изменился после преобразования лицея – 26 августа 1838 года совет лицея избрал М.К.Павловского на должность профессора богословия[6;с.163-164].

Богословие было обязательным предметом для всех факультетов Новороссийского университета. Читалось 2 курса православного богословия – догматическое и нравственное. Каждому отводилось по два недельных часа, для изучения этих двух предметов студентами первого и второго курсов[7;]. При переходе на 3 курс студенты сдавали окончательный экзамен. Так было до 1884 года, когда выбор предметов для занятий был предоставлен студентам. [6;с.163] Что касается обоснования преподавания богословия и вообще существования такой кафедры в университете, то можно привести цитату из учебника профессора Кудрявцева А.Н., который писал о необходимости богословского знания для разных наук. Обращая свои слова к историкам, он писал: «Религия есть, как известно, главный двигатель в истории человечества. Особенно стала таким двигателем религия христианская. Не должно ли поэтому богословие прийти на помощь истории и не должно ли уяснить и сущность религии вообще и главные её проявления вне христианства, и задачи самого христианства, и наконец, сущность вероисповедных разностей?» [8;с.3]. Далее Кудрявцев А. Н. высказывает мысль о том, что время университетского образования есть то время, когда вырабатываются умственные и нравственные взгляды человека. [8;с.4] Другой профессор М.К.Павловский, писал о роли молитвы в процессе научного познания. «На пути к науке мы молимся. В этом обычае, веками утвердившемся, – идти к науке с молитвой, нельзя не видеть дела веры и вместе дела высокой мысли человеческой» [8;с.4]. Но, к сожалению, несмотря на столь обширно поставленные задачи, этот институт их не выполнял. Один из студентов, впоследствии министр путей сообщения, финансов, председатель Комитета министров, Совета министров. Витте С.Ю. вспоминал: «К сожалению, преподавание богословия в мое время, да кажется и в настоящее время, поставлено весьма и весьма неудовлетворительно; я скажу даже не то что неудовлетворительно, а прямо постыдно» [14;с.22]. Витте учился у профессора Павловского М.К. о котором хорошо отзывался как об ученном, но говорил что мало студентов посещало его лекции. Никто к экзамену по богословию не готовился. [14;с.22]

Преподавание велось историко–догматическим методом, то есть изложение предмета производилось не в систематическом, а в последовательном порядке. Первым излагалось понятие естественного богословия, то есть о богословии вообще, далее библейское ветхозаветное богословие, новозаветное богословие и патристика (учение отцов церкви). Последняя часть курса называлась «Апология христианской нравственности» [8;с.5]. Профессора кафедры богословия были активными общественными деятелями. Сохранилось множество их трудов, касающихся разных сфер религиозной, общественной[10] и научной жизни. Их труды во многом отображают состояние общества и образования второй половины ХIХ века. В своих трудах они борются с самыми разными пагубными явлениями своего времени: попытками некоторых ученых опровергнуть религию, в том числе через теорию эволюции[11;], проблема самоубийства[16;], проблема религиозной личности, проблема соотношения науки и религии[13;], проблема нищенства[13;].

В частности, профессор Клитин А. М. в «Кратком слове о религиозной личности нашего времени» [15;], указывает на множество проблем его времени: индифферентизм общества, проблему личности (точнее ёё отсутствия), «слабо развитое истинно–религиозное чувство», непонимание религии и др. Одной из причин самоубийств профессор видит разрушение личности[16; с.3].

Профессора кафедры богословия были востребованы в Университете и вообще в одесском обществе. Это видно из количества работ, диапазона рассматриваемых в них проблем и содержания изучения каждой проблемы в частности. Проблемы не только ставятся и рассматриваются, дается вариант решения, которое они ищут и находят в христианстве. Люди стремящиеся к перестройке общества и государства, вместо того чтобы строить свои чудовищные планы должны обратится к христианству и найти там искомые идеалы. Тем, кто ищет свободы, Кудрявцев А.Н. говорит, что в христианстве есть свобода[17;]. А по поводу равенства говорит, что такого равенства, которого желают революционеры (хоть сам Кудрявцев А.Н. не употреблял этого слова) никогда не было и быть не может. «Желают ли уровня имущества? Пусть знают, что христианство с его требованиями труда от одних, и дел милосердия и любви от других, несравненно более может упрочить человеческое благосостояние, чем несправедливый, ни на чем не обоснованный захват, дающий тунеядцу равные права с человеком честным и трудолюбивым»[26; с.9]. Сохранилось много трудов богословской направленности.[18;] Профессор кафедры богословия был одновременно и настоятелем университетской церкви Св. Александра Невского[6; с. 172].

Вместе с тем, что кафедра богословия в первую очередь ставила своей задачей формирование студентов как личностей верующих, богословие было систематическим университетским курсом. Существовали учебные планы [19;], отчетность[20; с.3]. По ним и другим источникам видно, что предмет богословия не ставил задачей заставить студентов вызубрить православную догматику. У разных преподавателей был свой подход. Но скорее это была обществоведческая и религиоведческая дисциплина, которая формировала мировоззрение. В «Курсе Богословских знаний в его основных положениях» профессора Клитина А.М. из 31 пункта только 8 посвящены исключительно христианству. Но христианство представляется как «единственно истинная и богооткровенная религия, в ряду других религий мира». Один из студентов, ставший преподавателем и известным ученным Маркевич А.И. вспоминал: «не могу иначе назвать лекции проф.Павловского М.К., как беседами по важнейшим вопросам духовно–нравственной жизни современной России и Западной Европы. Идя на лекцию Павловского, слушатель никак не мог себе представить, о чем он услышит речь, одного он мог ожидать, что он прослушает живую и интересную лекцию…»[6; с.166]

За весь период существования кафедры 1865-1918 сменилось четыре профессора, которые были одновременно заведующими кафедры:

Павловский М.К. с 1838 по 1873[5; с.99,101], Кудрявцев А. Н. с 1873 по 1888[6; с. 169,171], Войтковский В.М. с 1888 по 1900[22; с.1], Клитин А.М. с 1900 по 1919[23;c.166]. У каждого професора был свой подход к изложению. В трудах их прослеживается стремление объяснить проблемы жизни через православие. Кафедра богословия – интересное и малоизученное явление в государстве и церкви. Университетские богословы должны были жить в мире, знать мир, чтобы реагировать на негативные его явления. Но в тоже время быть духовными людьми, служить литургию, причащать, исповедовать. Однако личность не может изменить ситуацию, когда назревает социальная обстановка, социальная обстановка была неблагоприятной для подобной деятельности, по Университету распространялись различные антиимперские идеи, существовали различные студенческие организации, на которые профессор кафедры богословия фактически не имел влияния, например: Коалиционный совет и Центральный студенческий орган, возникшие во время революции 1905-1907 гг.[24; с. 48] В тоже время существовала Корпорация академистов императорского Новороссийского университета, и студенческий отдел Союза русского народа. На которые профессор кафедры богословия мог влиять. Сын и единомышленник А.М. Клитина Борис был активным членом этих организаций[25; с. 192]. Но, в общем, кафедра богословия не достигала своей цели.

В советское же время функции кафедры богословия в некоторой степени выполняла кафедра истории КПСС. К сожалению, сейчас в университете нет органов, которые могут существенно влиять на формирование студентов как личностей. Некоторые студенты сами вынуждены изучать богословие для самовоспитания и написания своих студенческих работ. У них уже есть достойный пример в качестве профессоров кафедры богословия, которые хоть и не достигали своей цели, многого достигли во время своей преподавательской деятельности.

 

Литература:

  1. Ясперс К. Ідея Університету(Уривок). ІІ Завдання Університету Перклад Г. Петросаняк // Ідея Університету: Антологія /- Львів: Літопис, 2002. – 304с.

  2. Дентсенко Н.Н. Кафедра богословия и церковной истории (по университетским уставам 1804-1863)//Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії. зб. наукових праць. – Харків НМЦ «СД», 2001. – С. 156-170.

  3. Бачинська О.А. Бевзюк Н.П. Данилова Є.С., Войтковський В.М. С.267-270.//Професори Одеського(Новороссійського) Університету. Біографічний словник. Т.2. Одеса: Астропринт, 2005.- 512с.,Бевзюк Н.П. Павловський М.К. С. 434-436 //Професори Одеського(Новороссійського) Університету. Біографічний словник. Т.3. Одеса: Астропринт, 2005. -600с., Бевзюк Н.П. Кудрявцев О.М. С. 171-172////Професори Одеського(Новороссійського) Університету. Біографічний словник. Т.3. Одеса: Астропринт, 2005.- 600с.,

  4. Юрченко П. и Яковлев В. «Аббат Николь»(С. 3-70) // Ришельевский лицей и Императорский Новороссийский Университет. Сборник издаваемый бывшими воспитанниками лицея и университета. Часть 1. Одесса: Тип. Высочайше утвержд. Южно – Русскаго Общества Печатного Дела. (Пушкинская ул. д. № 20) 1898. - 74с.

  5. О.П. «К Биографии Проф. М.К. Пвловского» С. 99-101 // Ришельевский лицей и Императорский Новороссийский Университет. Сборник издаваемый бывшими воспитанниками лицея и университета. Часть 1. Одесса. Тип. Высочайше утвержд. Южно – Русскаго Общества Печатного Дела. (Пушкинская ул. д. № 20), 1898.- 74 с.

  6. Маркевич А.И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского Университета. Одесса: Экономическая типография (Б. Одесского Вестника), 1890. - 734 с.

  7. Приложение: расписание занятий// Обозрение преподавания в Императорском Новороссийском Университете на осеннее полугодие 1890 года Одесса Экономическая типография (Б. Одесского вестника) 1890 То же в расписании за другие года.

  8. Кудрявцев А. Н. Краткий курс лекций по Православному Богословию. М.: Тип. Волчанинова, 1889.- 402с.

  9. Павловский М.К. Речь перед открытием курсов учения в Императорском Новороссийском Университете, сказанная после молебствия в Университетской церкви 3 сентября 1870 года//Херсонские Епархиальные Ведомости 1870 - 15 сентября (№ 18) С. 593- 597

  10. Например: Речь протоиерея М.Павловского сказанная 19 марта 1861 года в Церкви Ришельевского Лицея, по прочтении Высочайшего Манифеста о даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. //Прибавление к Херсонским ведомостям. -1861. Ч.2. – С. 529-531.

  11. Павловский М.К. Речь по случаю пятой годовщины Императорского Новороссийского университета, сказанная после благодарственного молебствия в Университетской церкви 1-го мая 1870 года//Херсонские Епархиальные Ведомости . 1870 – 1 июня (№11). С. 414-412. Этой проблемы М.К. Павловский касается и в ряде других работ. С. 4, С. 7. Кудрявцев А. О значении исторических свидетельств и личного опыта для убеждения в истинности Христианской религии Одесса: Тип. Францова1879. - 11с.

  12. Войтковский В.М.Три речи профессора Богословия Протоиерея В.М. Войтковского сказанные в Университетской церкви. Одесса: Типо –литография Штаба Одесского военного округа, 1894. - 16с.

  13. Кудрявцев А.Н. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства. Речь произнесенная в торжественном собрании Императорского Новороссийского университета 30 Августа 1885 года Одесса: Типография «Одесского вестника», 1885.- 89 с.

  14. Витте С.Ю. Воспоминания С 18-22 //Новороссийский Университет в Воспоминаниях современников. Одесса: Астропринт, 1999. - 296с.

  15. Клитин. А.М. Краткое слово о религиозной личности нашего времени. Об исторических формах понимания Христианства и о ложной задаче Христианской проповеди. Одесса: Славянская типография,1905. - 23 с.

  16. Клитин А. М.Наше время и самоубийство. К.: Тип. Иванова,1890. -48с.

  17. Иоанн. 8:31.32, 34

  18. Павловский М.К. Поучения на молитву Св. Ефрема Сирина, произнесенные в Одесской лицейной церкви протоиереем М.Павловским. Одесса: Тип. Францева, 1863.- 51с.

  19. Клитин А.М.«Курс Богословских знаний в его основных положениях» Одесса: «Экономическая» типография, 1905.- 18с.

  20. Обозрение преподавания в Императорском Новороссийском Университете на осеннее полугодие 1890 года. Одесса: Экономическая типография (Б. Одесского вестника), 1890

  21. Общий устав императорских российских университетов. С.23-63// Журнал Министерства Народного Просвещения часть CXIX август 1863 СПб.

  22. Клитин А.М. Протоиерей Василий Миронович Войтковский Заслуженный профессор Богословия Императорского Новороссийского Университета Одесса: Экономическая типография, 1904.- 14с.

  23. Музичко О.Є Клітін О.М. С. 166-168//Одеські історики. Енциклопедичне видання. Т.1.(початок ХІХ – середина ХХ ст..).- Одеса: Друкарський дім, 2009. – 480 с

  24. Недорез И.Ю. Из истории Студенческого движения в Новороссийском Университете в 1905-1907 гг. 48-49 //Тезисы первой областной историко –краеведческой конференции посвященной 200-летию г. Одессы «Воспитание Историей» 27-28 июня 1989 года Одесса июнь 1989.- 175с.

  25. Боря Клитин. Из семейной хроники. С. 192-194// Новороссийский Университет в Воспоминаниях современников. Одесса: Астропринт, 1999.- 296с.

  26. Кудрявцев А. О значении исторических свидетельств и личного опыта для убеждения в истинности Христианской религии Одесса: Тип. Францова,1879.-11с.