Проблема организации художественно-творческой деятельности школьника сегодня весьма актуальна. Наша страна находится на таком этапе своего развития, когда требуются творческие люди, способные находить нестандартные, принципиально новые решения любых поставленных задач. Поэтому не случайно „Концепция художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях Украины” (2004 г.) в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, развития эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства.
Особая роль в осуществлении художественно-творческой деятельности принадлежит предметам художественно-эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство и др.), в результате изучения которых в сознании учащихся складывается единая художественная картина мира, развивается их эмоционально-чувственная сфера. По мнению украинского учёного Л.Масола искусство это – „своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца” [1, 2].
Целью статьи является выявление особенностей организации и педагогических условий для эффективного осуществления художественно-творческой деятельности младшего школьника в современном учебно-воспитательном процессе.
Художественно-творческая деятельность – это организованное взаимодействие ребёнка с художественными объектами, в процессе которого дети созидают, познают эстетический образ мира, преобразуют этот мир. Однако, чтобы являться субъектом художественно-творческой деятельности и творить по законам красоты, школьнику нужен ориентир. Жизненный опыт младших школьников ещё ограничен и ученики не сразу научатся выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога – воспитать у младшего школьника способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Накопление знаний, опыта – это значительная предпосылка для развития творческого воображения, фантазии.
В современной психологии накоплено немало данных о сензитивности детского возраста к творческому развитию, о необходимости приобщения учащихся к творчеству как можно раньше. Психологи подчёркивают их «реактивность» на непосредственные впечатления, доставляемыми органами чувств, отмечают их чуткость к образно-эмоциональным моментам. Считается, что младшие школьники близки к так называемому «художественному» типу, для которого характерны яркость восприятия, наглядная образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления.
Воображение – один из основных психических процессов, активно участвующих в творчестве. Эмоциональная отзывчивость на чувственные впечатления в младшем школьном возрасте (впечатления на цвет и звук, интонацию и ритм) рассматривается как важная возрастная предпосылка развития творческого воображения, которая делает его способным усваивать содержательный смысл художественного произведения.
Детское восприятие характеризуется остротой и свежестью, что характерно и для их творчества. Основными побуждениями к творческой деятельности, согласно данным психологов (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, М.С.Каган, В.И.Петрушин, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.С.Шубинский и др.), являются потребность в созидании, любознательность, жажда знаний. В младшем школьном возрасте формируется система оценок вкуса, способность эмоционально погружаться в переживания и высказывать свои суждения, чему благоприятствует богатое инициативное воображение. Для учащихся данного возрастного периода развития характерна предрасположенность к активной творческой деятельности. Творчество младших школьников вначале характеризуется как элементарное, интуитивное, а затем как более осознанное целенаправленное.
Современная педагогика детского творчества исходит из положения о том, что учащиеся от природы любознательны, открыты и восприимчивы, полны желания учиться. Исследователи детского творчества в области искусства (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.А.Сухомлинский, Б.Л.Яворский и др.) убеждены, что предпосылкой художественного творчества детей младшего школьного возраста служит игровая деятельность. В психологии и эстетике издавна сближают и даже отождествляют игровую и художественную деятельность младших школьников.
Оптимальные условия для эмоционального восприятия и переживания художественного образа, а в дальнейшем максимального выражения себя в художественно-творческой деятельности создаёт синтез нескольких видов искусств, стимулируя фантазию и творческую активность ученика. Л.С.Выготский писал, что „первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства ещё не расчленены и не специализированы,…но у детей существует ещё более широкий синкретизм, именно соединение различных видов искусства в одном целом художественном действии” [2,57].
Идея синтеза искусств в учебно-воспитательном процессе была научно обоснована и реализована в программе интегрированного курса «Искусство» (авторы Л.Мосол, Н.Миропольская), в котором содержание предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» объединяется в единый тематический цикл и наполняется элементами синтетических искусств (хореография, театр, кино).
Можно выделить три направления взаимодействия нескольких видов искусства в организации художественно-творческой деятельности учащихся: последовательная (следуя за одним виды искусства применяются для сопоставления); взаимодополняющее (приоритетным является один вид искусства, а остальные группируются вокруг него); взаимопроникающее (различные виды искусства взаимодействуют как равные).
В идее обогащения знаниями об искусстве на основе интеграционного компонента реализуется главная цель художественного образования: в процессе художественно-творческой деятельности развивать личностно-ценностное отношение к искусству, способность к эмпатии и творческой самореализации, художественно-образное мышление.
Как подтверждает опыт, утомляемость учащихся на традиционном уроке большая, чем на интегрированном. Их активность во втором случае сохраняется в течение неограниченного времени, несмотря на их возраст. В связи с этим учителю желательно проводить уроки в игровой форме, включая элементы драматизации, имитации, импровизации, физиорелаксацию. Художественно-творческая деятельность привлекательна для младших школьников в связи с тем, что даёт возможность активно двигаться, встретиться с игрой, со сказкой, музыкой и театром, радоваться им, реализовывать естественную потребность во внутренней свободе, в общении с искусством и со сверстниками.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблемам детского художественного творчества можно выделить следующие принципы художественно-творческой деятельности младших школьников.
-
Понимание учащегося как субъекта творческой деятельности. Задача учителя – постараться поставить перед учащимся творческую задачу, даже самую элементарную.
-
Необходимость вызвать личностное, ценностное отношение юных авторов к предмету творчества, что даст им возможность создать художественный образ.
-
Придавать диалогический характер организации детского творчества. Совместная художественно-творческая деятельность учителя и учащихся – наиболее рациональный и эффективный способ приобщения их к творческой деятельности.
-
Поддерживать желание учащегося творить, проявлять к нему доброжелательное внимание, демонстрировать интерес к замыслу и уважение к результату. При необходимости обсуждения полученного творческого продукта делать это дружески. Оказывать безусловную поддержку любым проявлениям творческих реакций и состояний, показывая самоценность каждой личности.
-
Создавать и сохранять в классе благоприятную эмоциональную атмосферу, открытость, доверительность общения. Художественно-творческая деятельность должна доставлять радость.
-
Помнить о воспитательной ценности детского творчества, а не его самостоятельной художественной ценности.
-
Ориентироваться на творческую индивидуальность учащегося, выявлять его творческий потенциал и создавать условия для его развития.
Таким образом, художественно-творческая деятельность младших школьников представляет собой продуктивную форму деятельности, способную раскрыть в каждой личности младшего школьника творческий потенциал, помочь ей проявиться продуктивно – значит дать возможность адаптироваться в современном мире и реализовать общечеловеческую способность к творчеству.
Литеретура:
1. Масол Л. „Мистецтво та освіта”. – 2001. – №1.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – СПб.: Союз,1997. – 98 с.
Научный руководитель:
старший преподаватель Аржанухина Светлана Васильевна.