Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Автор: 
Елена Романюк, Мария Точило (Донецьк)

Права человека можно определить как возможности выбора лицом определенного поведения для обеспечения своего нормального существования и развития, закрепленное в законах, других правовых актах государства и международных документах, обусловленное уровнем экономического, социального, духовного и культурного развития обществ.

Международно-правовая защита прав и основных свобод человека является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы защиты прав человека в целом. Для нее характерны международно-правовые, политические, экономические, социальные, культурные, юридические и другие аспекты. Защита прав человека является, прежде всего, задачей внутригосударственного, национального правопорядка.

Механизм защиты человеком своих прав – это взаимосвязь носителя права на защиту и органа государственной власти, которая осуществляется в с помощью установленной законом процедуры правоохранительного отношения с целью защиты субъективного права.

Целью работы является анализ отечественного и зарубежного законодательства в области защиты прав и свобод человека и характеристика реализации его механизмов.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми.

Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что «все образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно связаны с человеческой личностью» [1].

Под этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И.Блюнчли, естественные права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и военное время».

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции «по мотивам гуманности», для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов-международников как в XVIII, так и в XIX веке. Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела [2].

В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека, – с другой.

Международные и региональные организации провели большую работу по закреплению прав и свобод человека в международных соглашениях и конвенциях, а также по созданию механизмов контроля за их соблюдением. На международном уровне ООН было принято большое количество соглашений. Наиболее универсальными являются международные Пакты «О гражданских и политических правах» [3], а также «Об экономических, социальных и культурных правах» [4], принятые в 1966 г. и вошедшие в силу в 1976 г. Важным источником является также Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г [5].

Значимые международно-правовые акты по правам человека были приняты: Советом Европы (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), Организацией американских государств (Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция прав человека 1969 г.) и Организацией африканского единства (Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.).

Европа предприняла наиболее активные шаги по разработке международных гарантий прав человека. В числе эффективных механизмов контроля, применяемых Советом Европы, следует отметить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[6], Хартию основных прав Европейского Союза 2000 г. [7], Директиву Европейского Парламента и Совета № 2011/24/EU от 09.03.2011 г. «Об установлении прав пациентов на трансграничное здравоохранение» [8].

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Для реализации положений было создано два органа — Европейская комиссия по правам человека (1954 г.) и Европейский суд по правам человека (1959 г.)

Следует напомнить, что в 60-е годы ХХ ст. все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд по правам человека призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Граждане нашей страны уже имеют опыт обращения в Европейский суд по правам человека. Так, в 2010 г. за нарушение основных прав и свобод подало жалобы 10450 украинцев.

В соответствии со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в ходе решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства – ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств – участников Конвенции.

Основополагающим документом, определяющим права и свободы граждан Украины, является ее Конституция. Она определяет неотчуждаемость и нерушимость прав человека, обращая внимание на тот факт, что права и свободы человека и гражданина, определенные в ней, не являются исчерпывающими.

В Украине в соответствии с Конституцией парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека осуществляет Уполномоченный Верховной Радой по правам человека и его представители на местах. Уполномоченный Верховной Рады по правам человека является институтом внесудебной защиты прав и свобод человека.

Круг полномочий Уполномоченного по правам человека распространяется на все случаи нарушений гражданских прав и свобод органами исполнительной власти. Он может требовать возбуждения административного производства в отношении государственных служащих, которые нарушили конституционные права и свободы граждан. Имеет право также проверять соблюдение этих прав в учреждениях пенитенциарной системы (системы учреждений, в которых отбывают наказание осужденные — тюрьмы, колонии и др.), в армии, в учреждениях Министерства внутренних дел.

В выступлении уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой от 14 января 2011 г. содержатся следующие основные сведения:

  1. Более одного миллиона человек обратились к уполномоченной по правам человека Украины за время существования данной институции в нашей стране, в 2010 год – свыше 82 тысяч граждан Украины.

  2. Грубейшей формой нарушения прав человека в Украине остается бедность.

  3. Системными являются нарушения конституционных прав человека на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

  4. Особое внимание в течение последних лет приходилось уделять защите прав украинских моряков.

  5. Является актуальным обеспечение в Украине равенства прав и свобод женщин и мужчин.

  6. В Украине необходимо ратифицировать Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [9].

Глобальные процессы интеграции международного сообщества подтверждают возрастающую роль международной системы защиты прав человека. Проблема прав человека, имеющая не только правовой, но также политический и этический характер, становится, таким образом, одним из важных разделов международного и внутригосударственного права, имеющего целью закрепление в обществе идеологии прав человека.

Литература:

  1. Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. – СПб.: Издательство Юридического института, 2002

  2. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М.: Изд. Норма, 1998.

  3. Міжнародний пакт про громадянські і політичні права [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_043

  4. Міжнародний пакт про про економічні, соціальні та культурні права [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_042

  5. Міжнародна конвенція «Про ліквідацію всіх форм расової дискримінації» від 21.12.1965 [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_105

  6. Конвенція «Про захист прав людини і основоположних свобод» [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=995_004

  7. Хартия основных прав европейского союза [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/law2/main.cgi?nreg=994_524&test=4/UMfPEGznhhLum.ZisFbddSHI4SEs80msh8Ie6

  8. Директива Европейского Парламента и Совета № 2011/24/EU от 09.03.2011г. «Об установлении прав пациентов на трансграничное здравоохранение» [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2011:088:0045:0065:EN:PDF

  9. Выступление уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой при представлении в Верховной Раде Украины Ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защите прав и свобод человека в Украине 14 января 2011 года [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.ombudsman.kiev.ua/zm_11_6.htm