Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающего собственно человеком. Слово-это средство общения между людьми, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Не случайно, что в процессе эволюции человеческой жизнедеятельности возникает ораторское искусство и риторика. Они востребованы в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирование личности через слово. Однако в последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи. Это дает основание для того, чтобы считать тему риторики и ораторского искусства актуальной.
Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством и культурой речи должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Риторику знали еще в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции. Всем известны таки имена как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель. В это период появляется такое понятие как Диалектика, под которым понимали искусство спора, дискуссии.
Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты(5 в. До н.э.). Они проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в остроумии. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон и Аристотель. Платон так определяет предмет и сущность риторики: «Красноречие - мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота» [1, с.89].
Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме. По свидетельству Цицерона, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора» [2, с.190]. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате, суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин.
Блестящим теоретиком и оратором был Марк Туллий Цицерон. Именно ему принадлежит крылатое выражение: « Поэтами рождаются, ораторами становятся». В средние века классическое красноречие утратило свое влияние на общественную жизнь. Но главной особенностью средневековой культуры является ее глубокая взаимосвязь с религий. Религиозное мировоззрение наложило свой отпечаток и на риторику. Господствующим жанром становится церковное красноречие, главной особенностью которого является догматизм и схоластика. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения, и одновременно - одним из инструментов политической пропаганды. Проповедь предполагала довольно высокий уровень ораторского мастерства. На ее основе развивается средневековое ораторское искусство-гомилетика - воспринявшее основные нормы античной риторики, опыт древних ораторов. Но даже, несмотря на жесткие рамки религиозного служения, риторика продолжала развиваться. До нас дошли такие известные имена как Иоанн Златоуст, который считался идеальным проповедником, также Фома Аквинский, чьи труды легли в основу гомилетики как теории церковного красноречия. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение овладевать чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.
Эпоха Возрождения ознаменовалась новым подъемом внимания к риторике, что объяснялось пробуждением интереса к человеку, к его личности и земной жизни. В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими идеалами. Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели, и мыслители нового времени: Б.Паскаль, М.Монтень, И.Гете, Ф.Бэкон и др. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию. Характерно в этой связи эмоциональное восклицание Монтеня: «Долой красноречие, которое привлекает внимание только к себе самому, а не к стоящим за ним вещам!» [1, с. 90].
В ХIХ риторика как наука начала претерпевать кризис. Стали реже издаваться книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые отрасли языкознания. Культура речи стала отраслью языкознания. Между тем 20 в. стал веком рождения наук от речи, ее механизмы изучали лингвисты Ф.де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Неожиданный интерес к риторике, показавшийся поначалу просто очередной модой, постепенно приводит к формированию весьма перспективного направления междисциплинарных исследований языка в действии. Современная, обновленная риторика получила название неориторики. Она представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия в содержании. Сходство классической и новой риторики в их целях: цель риторики - наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора; неориторика определяется как поиск наилучших вариантов общения, воздействия, убеждения.
Сегодня неориторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом) разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Появление новой риторики придало самому термину «риторика» два смысла: 1) узкий - как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство; 2) широкий - при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через призму осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Риторика получает свое развитие и в рамках психолингвистического направления, жанроведения, изучения практик делового общения, юридической герменевтики и судебного красноречия, поэтики, логики. В центре исследовательской антропологической парадигмы находится человек в языке – языковая личность. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному на радио, телевидением, прессой, рекламой; к построению диалога и полилога, к вариантам обратной связи в общении. С позиций риторики изучается « языковой вкус эпохи», новые тенденции в развитии языка в его массовом употреблении, их отношение к понятиям культуры речи, к традиционным нормам этикета, а также рождение и распространение новых этикетных речевых стандартов.
В многочисленных современных неориторических концепциях риторика рассматривается как искусство эффективного и убедительного речепостроения и письма (а не только обращения к публике – в чем современная риторика шире риторики античной). Неориторика становится не только теорией ораторства: ее цель определяется как поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях. Само общение понимается в широком смысле: не только обмен информацией, диалог, но и все возможные ситуации вербальных и невербальных контактов, включая эмоциональный. В контактах, в общении реализуется коммуникативная потребность людей в обмене информацией. Сущность коммуникации состоит во взаимном понимании, передаче фактов, обобщенных знаний, идей, побуждений.
Таким образом, подводя итог можно с уверенностью сказать, что риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Что касается современного состояния общества, то сейчас мы наблюдаем интенсивное развитие речевых коммуникаций. Риторика возрождается достаточно стремительно: в течении последних 10-15 лет появляются не только школьные учебники, но и теоретические труды. Ее преподают не только в общеобразовательных учреждениях, но и в высших школах, на гуманитарных факультетах; открываются кафедры, издаются учебные пособия. Современные теории речи - второй источник теоретического укрепления риторики, что подтверждено появлением неориторики и ее изучением.
Сейчас актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией, друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.
Литература:
-
Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики / Н.А. Безменова. – М.: Наука, 1991. – 215 с.
-
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве.- М.: Наука, 1972.- С.4-73.
-
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. // Дело. – М., 1999. – 480 с.
-
Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы: Сб. научн.-аналит. обзоров / [Отв. Ред. Безменова Н.А.] – М.: ИНИОН, 1987.