Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИНСТИТУТ БРОДЯЧИХ ПЕВЦОВ У РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ

Автор: 
Алиса Петушкова (Астрахань, Россия)

Устная традиция передачи информации является одним из важных факторов развития культуры всех народов мира. Такими носителями информации можно считать бродячих певцов. Странствующие певцы-нищие — это явление, общее почти для всех славян, начиная со времен Средневековья вплоть до 30-40-х гг. XX в.

Институт бродячих певцов представляет собой уникальный феномен в истории и культуре каждого государства. Своим пением певец-нищий выполнял важную функцию социального регулятора в сфере утверждения нравственных норм и системы ценностей. Бродячие певцы были важным фактором в выражении национальных идей и стремлений в различные периоды социально-исторического развития, а также распространителями христианских идеалов.

Украинские слепцы-старцы также как и русские калики перехожие, как правило, были людьми не способными зарабатывать деньги физическим трудом или нищими, которые сохраняли из поколения в поколение народные песни и думы.

Калики перехожие в России были нищими высшего разряда. По летописным рассказам и по былинам — это паломники пилигримы, идущие на поклонение в Святую землю и добывающие себе пропитание милостыней. В нищую братию, добывающую себе пропитание именем Христа, калики превратились, видимо, значительно позднее времени массовых паломничеств и хождений в Святую землю в XII — XV веках. Древние каличьи былины перешли к нищей братии в наследство, как и само имя — калики, переосмысленное и измененное затем в калеки. Калики-паломники и калеки-нищие — не одно и то же, хотя со временем эти два образа и совместились.

А. Н. Веселовский видел происхождение калик перехожих богомильским, подчеркивая, что первые калики перехожие приходили к нам с византийского юга, центра богомильской проповеди» [11, с. 720]. Сведения о каликах перехожих есть также в памятниках XII — XIV веков и в былинах.

Судя по былинам, положение калик в обществе было довольно значительное, их принимали с почётом. О положении убогих калик в обществе свидетельствует то, что в Великий четверг их водили в княжеские палаты [7, с. 224]. В сказаниях, калики нисколько не напоминают калек в нынешнем смысле этого слова: это были все дородные добрые молодцы, силачи, иногда и красавцы, а если и старики, то уж никак не люди, возбуждавшие к себе сострадание каким-нибудь телесным недостатком. В целом ряде былин последовательно прослеживается стремление создать героический образ калики, поставить его в один ряд с главными героями русского богатырского эпоса.

По возвращении со Святой земли многие из калик принимали монашеский постриг или странствовали по Руси, рассказывая о своих приключениях. Возможно, они даже записывали их. Калики были образованными людьми. «Приходили калики перехожия, Они крест кладут по писаному, Поклон ведут по-ученому» [5, с. 314] – говорится в былине об Илье Муромце.

Образ калик – слепых певцов начинает рождаться, когда помимо былин калики начинают сочинять духовные стихи – народные песни на религиозные сюжеты.

Ряды "нищенствующей братии" кобзарей в 17-18вв. пополнялись часто за счет бывалых воинов-сечевиков. Были специальные военные кобзари, составлявшие с себя полковые песни, они, как говорит Житецкий, были из отставных казаков, потеряв возможность продолжать проявлять себя в бою. Бывшие запорожцы, которые пострадали от врагов во время битв или в плену, или же старые казаки, которые не могли уже воевать, но остались верными казачеству. Некоторые из них жили вместе с собратьями на Сечи, чтоб поднимать боевой дух молодых воинов. Существуют упоминания, что перед решающими битвами казаки слушали пение кобзарей, и это воодушевляло их на ратные подвиги. Другие кобзари бродили, останавливаясь в городах и селах, где на центральных площадях исполняли свои произведения, рассказывали людям последние новости.

Конец XVIII века принес упадок старого кобзарства. Это время было временем упадка старого казацкого кобзарства. В это время народ уже не творит песен о казацких рыцарях, не составляет дум о борьбе с татарами или поляками, песни кобзарей начинают носить иной характер. Настроения украинского народа отражает одна из песен, записанная Н. И. Костомаровым на Волыне: «Наступала чорна хмара, настала ще й сива: Була Польща, була Польща, та стала Росія!» [10, с. 901]. С этого времени кобзарями становятся многие калеки, не имеющие отношения к военной службе.

Организация бродячих певцов у русских была значительно проще, чем у украинцев. Быт калик приводил их в постоянное соприкосновение с церковью. Они жили преимущественно около мо­настырей, а у монастырских ворот было глав­ное поприще их деятельности. Иногда зимой калики пристраивались к кому-то на дом. На базарных площадях слепые казались заурядным промышленными людьми, которые потому и поют усердно, что хотят получить деньги. Придя на место, они становились в круг и начинали петь. Под монастырскими стенами эта «слепая нищая братия кажется чем-то священным и, во всяком слу­чае, как бы продолжением и дополнением того, что навеяно церков­ной службой» [7, с. 220]. Слепцы признавали над собой власть духовных лиц, и во всем с готовностью покорялись священникам [7, с. 221]. Духовные певцы яв­лялись посредниками между церковью и народом, они перево­дили на народный язык то, что наиболее поражает их вообра­жение в византийско-московском книжном фонде правосла­вия [12, с. 15]. Также калики любили сбиваться в артели, во главе которых стоял подрядчик, имевший одну или несколько артелей слепых певцов.

Кобзарей этнографы XIX в. застали организованными на манер средневековых цехов со старинными цеховыми обычаями и цеховой моралью, с отлаженной системой обучения молодых лирников, с сакральным отношением к своему ремеслу - вплоть до своеобразного "цехового суда" для нарушителей.

Тяжелые условия кобзарской деятельности, преследования народных певцов заставили их образовывать братства, или группы, которые возникали по примеру городских ремесленных цехов и должны были защищать интересы кобзарей. Во второй половине XIX в. они почти везде прекратили существование, однако в свое время сыграли значительную роль в жизни, деятельности и быту народных певцов-кобзарей. Как и в каждом ремесле, в кобзарстве также были свои мастера и ученики. Чтобы стать кобзарем и этим ремеслом зарабатывать себе на жизнь, нужно было хорошо научиться кобзарскому или лирницкому делу, овладеть кобзарским языком, получить «визвiлку» [9, с. 27], соблюдать все обычаи и вступить в группу. Право петь и играть на бандуре получали только ученики, которые успешно закончили обучение у своего мастера. За подготовку самостоятельного кобзаря полная ответственность ложилась на учителя.

Члены братства заботились о чести своей корпорации, об уважении к ней людей и не допускали, чтобы в их ряды прибивались кобзари с сомнительной репутацией, аморальные, пьяницы и т.д. И все же, когда некоторые из кобзарей нарушали установленные кобзарской группой правила поведения, ими занимался суд при братстве, который строго наказывал виновных.

Для обучения кобзарскому искусству существовали также кобзарские школы. Сведения, говорящие о школах у калик перехожих до нас не дошли.

Пение не мешало ни каликам, ни кобзарям заниматься дополнительно какими-либо ремеслами, например, вить веревки или вязать крестьянскую упряжь.

Евангельские и библейские сюжеты, народные легенды первых веков христианства и апокрифическая литература — вот три основных источника каличьей поэзии. Основу основ её составляют стихи о бедности и богатстве.

Каликам перехожим принадлежит главная роль в распространении духовной поэзии. На раннем этапе они использовали традиционные народные формы для пропаганды христианской идеологии. Их пение было их ремеслом.

Подавляющее большинство кобзарей обладала довольно значительным репертуаром. Они выполняли думы, народные исторические, общественно-бытовые, обрядово-свадебные, семейно-бытовые, лирические песни, песни-баллады, а кроме того, сатирические и юмористические песни, псалмы. А еще кобзари играли народные танцевальные мелодии, которые пользовались популярностью на свадьбах, семейных праздниках, народных гуляниях.

В середине XIX века на смену слепым музыкантам, как каликам, так и кобзарям, постепенно приходят зрячие, которые находят возможности приспосабливаться к новым условиям жизни. Русские исполнители поют сохранившиеся в памяти произведения калик перехожих. Часто такими исполнителями становятся женщины.

Говоря о роли бродячих певцов в обществе, стоит обратить внимание на то, что для них самих значило их творчество. Ведь можно передать в песне какие-то идеалы, только самому глубоко чувствуя их. Великорусские калики часто пели о том, чего не понимали [9, с. 15] или просто «плакались» и жаловались на судьбу всех обездоленных, чем вызывали жалость слушателей. Деревенский народ любит слушать жалобные сказания о людской нужде и благочестивых, Богу угодных, подвигах сирых и неимущих от калик перехожих. Кобзари всей душой болели и страдали за то, о чем поют. П. А. Кулиш говорит, что певец дум часто бывает растроган содержанием песен, и его голос дрожит более и более, и, наконец, рыдания прерывают на несколько минут и пение и музыку. Украинский певец для первого встречного может спеть семинарский псалом или чечетку и только с приятелем и близким человеком поделиться дорогой ему думою. В песнях кобзаря отражены главные события в жизни всего украинского народа, кобзарь не только сопереживает своим землякам, но и побуждает в своих песнях бороться за лучшую долю.

Кобзарь поет не только потому, что это его промысел, но и в силу своей поэтической природы, в песне он отводит свою душу. Кобзари постоянно развивали свои поэтические и философские способности, они всегда могли менять текст песни в зависимости от своих взглядов или настроений в обществе. Репертуар кобзарей не оставался постоянным, а менялся в зависимости от тех или иных общественно-бытовых обстоятельств, от аудитории. Поэтому в одном варианте подчеркивались социальные конфликты, общественные противоречия, о которых говорится в думах и песнях, в других - сглаживание их. То же самое наблюдается и с религиозными и моралистическими нюансами, особенно в псалмах, входивших в репертуар каждого кобзаря. Произведения, которые в определенный период не имели популярности, кобзари переставали играть и петь.

Бродячие певцы – это важная составляющая духовной культуры у русских и украинцев. Характер их деятельности и социальное положение определили особую общественную значимость в жизни рассматриваемых народов. Они выполняли в жизни общества важные функции, связанные с сохранением и передачей народных традиций, распространением религиозно-нравственных норм и системы ценностей. Поскольку калики перехожие исполняли только духовные стихи, не касаясь политики, то и их значимость и основные достижения ограничиваются сферой культуры. Они не имели такой силы в обществе, как кобзари. Кобзари же оказали огромное влияние на формирование национального самосознания у украинцев. Они выполняли просветительскую миссию, извещали население о последних событиях в мире, умели не только хорошо петь и играть, но и лечили, гадали, выполняли различные религиозные обряды, опираясь на собственный опыт, высказывали людям советы как действовать в той или иной ситуации. У украинцев кобзари – это борцы за справедливость, своим творчеством они вселяли в людей веру в независимость и свободу. Так, кобзари были вдохновителями борьбы с турецко-татарскими завоевателями, освободительной войны против польских магнатов и шляхты под руководством Богдана Хмельницкого 1648-1654 годов, активно участвовали в гайдамацком движении, а также в целом ряде крестьянских восстаний XIX века. Кобзари поднимали национальное самосознание народа, вселяли веру в независимость украинской державы. Их песни заставляли народ вставать на борьбу с несправедливостью. Кобзари выражали в своих произведениях социальные чаяния украинского народа. Они также в своих произведениях призывали народ не только к высоким нормам нравственности, но и формировали патриотические чувства. Историки неоднократно указывали на кобзарскую песню и думу, как на одно из средств формирования украинской ментальности.

Литература:

  1. Безсонов П. Русский народ и его творческое слово. - М.: Институт русской цивилизации, 2010 – 609 с.

  2. Веселовский А. Н. Калики перехожие и богомильские странники / / Вестник Европы, 1872. Апрель – 682 – 722 с.

  3. Ємець В. Кобза і кобзарі, 1-ше видання, - Берлін, 1923 – 111 с.

  4. Извѣстiя Историко-филологическаго института князя Безбородко въ Нѣжинѣ, Томъ V. - К., 1904 – 238 с.

  5. Калугин В. И. Струны рокотаху...: Очерки о русском фолькло­ре . - М.: Современник, 1989 – 623 с.
  6. Лавров Ф. И. Кобзарі: Нариси з історії кобзарства України. - К.: Мистецтво, 1980 – 254 с.

  7. Максимов С. В. Бродячая Русь Христа ради-С. - Пб., 1877 – 465 с.

  8. Песни собранные Рыбниковым П.Н. Т. I. - М.: Издание фирмы «Сотрудник школ», 1909 – 512 с.
  9. Прыжов И. Нищие на святой Руси. - М., 1862 – 139 с.

  10. Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Исторические монографии и исследования, Книга 8, Том XXI-С. - Пб., 1906 – 1083 с.

  11. Срезневский И. И. Калики Древнего времени / / Записки Императорской Академии Наук, т. 1, кн. II., 1862. – 186 – 210 c.
  12. Федотов Г.П. Стихи духовные: русская народная вера по духовным стихам. - М., 1991 – 192 с.