Автор:
Сергей Фильчиков (Тюмень, Россия)
Каждой весной в марте месяце в США, в Денвере (штат Колорадо) множество индейцев собираются вместе. Люди приезжают со всех уголков США и Канады, чтобы принять участие в празднике, начинающий то, что известно как «Тропа Паувау» [7, с.1].
Название этого мероприятия – Паувау (или Пау Вау, Пау-Вау – от Powwow или Pauau) – происходит с алгонкинского языка индейского племени Наррангасетов, и раньше обозначало собрание лекарей или духовных лидеров племени. Еще с конца XVIII столетия европейцы стали называть так все религиозные собрания у индейцев [9]. В дальнейшем сами индейцы стали использовать это слово для обозначения любого своего собрания, и чем больше они учили английский язык, тем больше это слово входило в их обиход. Но, вначале индейцы называли подобное мероприятие по-иному – праздник, фестиваль, ярмарка, союз [11] и т.п.
История Паувау расплывчата, и точных данных о первом (или первых) Паувау нет. Можно лишь предположить, что появился он более 100 лет назад, еще в начале XIX столетия. На южных Равнинах миссионеры-иезуиты способствовали развитию Паувау, внося их в список римско-католических праздников [9], отмечаемых на данных территориях. Предположительно, Паувау берет свое начало от танцев Общества Травы среди племен пауни, омаха и других, и которые быстро стали наиболее социальными танцами для всех племен [11]. Индейцы племени дакота до сих пор относят возникновение Паувау к военным танцам омаха.
Одной из причин возникновения и развития Паувау стало «… усиливающееся проникновение евро-американской культуры, и разложение коллективистских начал, на которых строится традиционный общественный уклад коренных американцев», пишет В.А.Тишков [1, с.217]. С того момента, как индейцы Равнин были поселены в резервации, все религиозные церемонии, а значит и танцы, были запрещены. Но это лишь способствовало развитию Паувау. Танец Травы, как единственный социальный танец, не был запрещен, и на его основе стало формироваться современное Паувау. На это формирование сильно повлияли военные общества племен и их танцы. Одна из старых легенд возводит танцы Паувау к четырем братьям омаха, которые были воинами. Возвращаясь из похода, они совершали танец войны для всего племени в ознаменование своего успеха [9].
Известно, что в 1891 году была попытка провести Паувау 4 июля в Арли (штат Монтана) резервации Флэтхед, но полиция и армия разогнали участников. Эта попытка – первое документальное свидетельство в истории Паувау. Но уже 4 июля 1900 года (по другим данным в 1898 году) Паувау состоялось в том же месте [9].
Первоначально Паувау проводился только в резервациях, но потом его стали проводить в колледжах, общественных парках, выставочных центрах. Первый Паувау в помещении прошел в 1954 году в Санта-Фе в аудитории собора Святого Франциска Ассизского [13, с.32]. Этому способствовала урбанизация 1950-х годов и расширение контактов индейцев с белыми. Чуть позже индейцы, живущие в городах, стали проводить свои собственные Паувау.
С этого времени, с 1953-1954 годов, стали допускать на танцевальную арену Паувау и женщин [9]. Ранее им разрешалось лишь стоять возле барабанов и петь. С 80-х годов XX века Паувау стал символом самобытности коренных американцев. Сейчас около 90% индейцев посещают различные Паувау или участвуют в них.
Паувау проходят в выходные и праздничные дни в течение всего года, даже в рождественские праздники, но пик приходится на весну и лето. Паувау в Денвере открывает целую цепочку мероприятий, которая заканчивается ближе к осени. Многие индейцы в одиночку и семьями тратят все это время, путешествия от Паувау к Паувау. Этот путь и называется «Тропа Паувау» [9].
Паувау «… могут быть маленькими и большими, длиться в течение нескольких часов или нескольких дней, проводиться в закрытом помещении и на открытом воздухе, в резервации, в палаточных лагерях, на стадионах и в школьных гимназиях… Они могут быть организованы отдельными семьями, племенными советами или другими племенными организациями, группами сообществ, музеями и индейскими студенческими группами», пишет Карен Харви [8, с.3]. Основной задачей крупных межплеменных Паувау является реклама и коммерция для сбора необходимых средств для поддержания мероприятий (в том числе и религиозных) в резервациях [3, с.424].
Паувау не является религиозным мероприятием, но это и не чисто светское мероприятие, так как по своему содержанию (танцы и песни) он воспроизводит элементы религиозного содержания, не говоря уже о проводимых в течение его обрядах Священной Трубки, очищения в парильне (onikare, Инипи, Sweat Lodge) и обрядов Пейотизма с применением мескаля [4, с.220]. «Религия смешивается в Паувау», отмечает Карен Харви, ведь индейцы здесь «… не делают различия. Духовность, в противоположность организованной религии, пронизывает всю традиционную жизнь индейцев. Искусство, танцы и музыка – часть духовности и неотъемлемая частица каждодневной жизни (а не только случайных церемоний) для многих племен» [8, с.4].
Символической основой Паувау является круг. В нем заложено два понятия – круг (цикл) жизни и круг (кольцо) единства. Круг символизирует все верования индейцев и весь его образ жизни – единство, равенство, гармония, баланс. «Все, что делает индеец, находится в круге», говорил Черный Лось [5, с.99]. В центре находится круглая танцевальная арена – она считается священной, и к ней относятся с уважением, как к церкви. Рядом с ней находятся столы, барабанщики и сидячие места для танцоров. Второй круг – это места для прессы и зрителей. И третий круг – это места для торговли и т.п.
На Паувау индейцы собираются, чтобы танцевать, петь, общаться и обсуждать свою культуру. На танцевальной арене проходят важные межплеменные и социальные мероприятия, конкурсы, выставки, танцы, конкурсы барабанов, церемониалы, подарки, фандрайзинг. За пределами арены – родео, парады, спортивные мероприятия, азартные игры, продажи ремесла и искусств. Здесь же продается все необходимое для изготовления танцевальных нарядов. Сами наряды представляют собой комбинацию различных традиций и стилей разных племен. Многие индейцы используют для них современные материалы, но остались костюмы и из традиционных материалов [6].
Паувау начинается с Большого Выхода и с молитвы. Это действие имеет сакральное значение и на многих Паувау его запрещено фотографировать и снимать на видео. На любом Паувау есть строгий этикет поведения, в котором есть довольно интересные моменты: нельзя ходить через танцевальную арену во время танцев, нужно собирать мусор на территории Паувау [7, с.21], запрещены алкоголь и наркотики, необходимо спрашивать разрешение на фото и видеосъемку [12], и т.д.
Музыка на Паувау – это сочетание барабанов, пения и танцев. На Паувау почти всегда много барабанов, но есть главный барабан, который пользуется наибольшим авторитетом. Барабан — центральный символ любого Паувау. В штате Оклахома барабаны располагаются в центре танцевальной площадки, в свою очередь, образовывая круг. Южные барабаны расставляются по четырем сторонам света. Северные барабаны расставляются вне арены. Люди приносят музыкантам воду и всячески помогают им при необходимости.
Во время Паувау исполняется множество танцев, в основе которых лежат религиозные церемониальные танцы, ранее исполняемые только адептами культа и лишь во время церемоний. Танцы есть межплеменные и конкурсные. Наиболее популярный из межплеменных – круговой, или даже в несколько кругов. Конкурсные же танцы стали популярны с 1920-х годов. На конкурсах почти всегда денежные призы, но из-за этого существует и вступительный взнос для участников конкурса [6]. Описание стилей танцев и нарядов присутствует у многих авторов [7, с.13], [2].
Если во время танцев случилось, что выпало перо орла и коснулось арены, все останавливается, и проводится ритуальное очищение танцевальной арены. Упавшее перо воспринимается как дух умершего воина, о котором надо немедленно позаботиться. Церемония проводится четырьмя ветеранами. Старший ветеран, выбранный из воинов, раненых в бою, поднимает перо и передает владельцу с рассказом о военном эпизоде или эпизоде из своей службы в армии [6]. Ветераны и современные воины пользуются самым высоким уважением на любом Паувау среди всех племен [2].
По словам Уильяма Ричарда Веста, индейца из южных шайеннов, танец – это воплощение ценностей индейцев и ответ на сложные и трудные исторические переходы. Танец является жизненно важным средством выживания индейской культуры [9].
Но самым важным моментом Паувау является потлач, или процесс дарения подарков, хорошо описанный у Джеймса Мура [10, с.308-316]. Если танцы на Паувау являются своеобразной рекламной компанией, которые привлекают людей своей зрелищностью, то потлач – это «звездный час» Паувау, так как именно по тому, как он прошел, и будут судить, хорош ли был праздник.
По окончании Паувау комитет благодарит всех, кто приехал и желает им благоприятной дороги домой. Люди выражают надежду, что увидятся снова на следующий год, ведь наиболее важное на Паувау – это встреча старых и новых друзей. Здесь сохраняются традиции честности и благородства, которые передаются из поколения в поколение [9]. Развитие культуры и продолжение традиции – главная задача Паувау. Если ранее Паувау был праздником среди индейцев Равнин, то потом он распространился и дальше. Таким образом, он стал первым паниндейским фестивалем. «Паувау – это место исцеления, молитвы, танцев и пения… когда вам грустно, придите на Паувау, и вы снова будете счастливы», говорил Тони Браун [8, с.3].
Подводя итог, можно сделать некоторые выводы. Формирование современного облика Паувау было невозможно без европейского влияния – невольно, но европейцы (белые переселенцы в Америке) сами создали этот культурный феномен. На данный момент Паувау является первым, и пока единственным, фестивалем для всех индейцев Северной Америки. Само мероприятие является социальным, но с некоторыми элементами религии (как традиционных верований, так и христианства). Проведение Паувау способствует как трансляции традиций из поколения в поколение, так и развитию индейской культуры и общества в целом. На Паувау присутствуют главные ценности индейцев – танцы и потлач. То есть, Паувау – это некая точка сосредоточения основ современной индейской культуры.
-
- Литература:
-
Коренное население Северной Америки в современном мире / под ред. Тишкова В.А. – М.: Наука, 1990. – 400 с.
-
Паувау коренных американцев [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lakota-indians.narod.ru/National_Powwow.html; 29 января 2012 г.
-
Североамериканские индейцы / под ред. Аверкиевой Ю.П. – М.: Прогресс, 1978. – 496 с.
-
Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С.В. Тропою слез и надежд: Книга о современных индейцах США и Канады / В.Г. Стельмах, В.А. Тишков, С.В. Чешко. – М.: Мысль, 1990. – 316 с.
-
Черный Лось. Священная трубка / Черный Лось. – М.: Кинокомпания SRS, 1994. – 248 с.
-
Dancers [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.powwow-power.com/dancers.html; 2 февраля 2012 г.
-
Engstrom D. The Denver March Powwow // Denis Engstrom. – Denver Public School, 2001. – 28 p.
-
Harvey, Karen D. Dancing the Circle: an introduction to powwows / K.D. Harvey. // Middle level learning. Supplement to National Council for the Social Studies publications. – 2002. – 16 p.
-
History of the «Powwow» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.powwow-power.com/powwowhistory.html; 2 февраля 2012 г.
-
Moore J.H. The Cheyenne / J.H. Moore. – Oxford, Blackwell Publ., 1987. – 342 p.
-
Oxendine, Jamie K. History of the «Powwow» [Электронный ресурс] / J.Oxendine – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www. powwows.com/2011/10/history-of-the-powwow; 2 февраля 2012 г.
-
Powwow etiquette [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. powwows.com/?p=932; 2 февраля 2012 г.
-
Steiner S. The New Indians / S. Steiner. – New York, Happer & Row Publ., 1968. – 350 p.
Научный руководитель: к.и.н., д.ф.н. Хлевов А.А.