Автор:
Заиченко Александра (Таганрог, Россия)
В общем случае феномен синестезии определяют как возникновение ощущений одной модальности при стимуляции другой модальности. К синестетическим ощущениям относят ощущение вкуса при просмотре визуальных изображений, возникновение цветовых представлений при прослушивании музыкальных фрагментов, тактильные ощущения при восприятии различных геометрических фигур и т.п. С психологической точки зрения синестезия представляет собой «спайки» между образами разных модальностей, которые принято называть интермодальными образами [2, 5]. Наличие этих образов позволяет сознанию строить из набора разнородных, разномодальных образов целостный образ окружающего мира. Один из пионеров исследования синестезии Ч. Осгуд считал, что именно синестезия лежит в основе таких явлений как метафорический перенос и проекция. Одним из основных методов исследования синестезии Ч. Осгуд считал построение субъективных семантических пространств человека. Семантические пространства представляют собой наборы отношений человека к различным объектам действительности и сгруппированные на основе шкал, отражающих неосознаваемые способы категоризации человека [3].
Человек воспринимает мир опосредованно, и опосредствующим звеном выступает семантическая система. Существуют области семантического соответствия стимулов разной модальности, которые воспринимаются как сходные или идентичные, также существуют интермодальные, присущие всем ощущениям характеристики, с помощью которых происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства. Исследования Е.Ю.Артемьевой показали, что выполняя задачу соотнесения разномодальных объектов, например, визуальных изображений с различными по текстуре поверхностями или же с разными ароматическими стимулами, испытуемые соотносят объекты, поставленные в соответствие друг с другом, сходным образом, что позволило автору выделить устойчивые инвариантные наборы свойств-оценок объектов – семантико-перцептивные универсалии [1, 3].
Поэтому психике должна соответствовать определенная процедура сопоставления перцептивной универсалии и множества соответствующих ей образов – это процесс актуализации значений в виде развертки глубинных составляющих от коннотативной нерасчлененности к объектно-категориальному отражению мира. Синестетическая реорганизация одной семантической области посредством другой имеет место тогда, когда их иерархичные структуры совпадают [3]. Процесс наложения структур и значений – их общность, происходит за счет того, что свойства, характеризующие синестетичность восприятия, усиливают свойства, которые необходимы для обозначения описываемого объекта.
На сегодняшний день в психологии существует проблема диагностики синестезии, которая связана с различиями в наборе психологических переживаний, относимых к синестезии и с разнообразием противоположных точек зрения на природу и генезис рассматриваемого феномена. Наиболее содержательным, комплексным подходом в изучении сознания и присущих ему феноменов являются «смысловые теории сознания» (психосемантика В.Ф. Петренко; психология субъективной семантики Е.Ю. Артемьевой) [1, 2, 3]. Е.Ю. Артемьева полагала, что исследование сознания семантическими методами апеллирует к способности человека рефлексировать свое отношение к объектам, ситуациям, явлениям мира и к понятиям, существующим в естественном языке [1]. Синестезия в психологии выступает комплексным полисенсорным образованием слитности интермодальных образов, обеспечивает связь между ощущениями разных модальностей, позволяет стабильно воспринимать разномодальные объекты и на основе восприятия одной модальности реконструировать целостный образ. По мнению Ч. Осгуда именно феномен синестезии служит основой метафорических переносов и субъективных оценок, определяет возможность семантических представлений на основе построения субъективных семантических пространств субъекта [2].
Было выявлено, что существуют области семантического соответствия стимулов разной модальности, которые воспринимаются (или оцениваются) как сходные или идентичные. Существуют также интермодальные, присущие всем ощущениям характеристики, с помощью которых происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства [2]. Синестезия одной семантической области посредством другой имеет место тогда, когда иерархическая структура одной семантической области совпадает со структурой другой (Л.М. Маркс, Т.А. Бевер, М.Г. Гаррет). Наложение структур происходит за счет того, что свойства, характеризующие синестетичность восприятия, усиливают свойства, которые необходимы для обозначения описываемого объекта [5].
Целью данного исследования было изучение индивидуальных особенностей сознания в процессе оценивания разномодальных объектов и подтверждение того, что существует феномен синестезии, как механизма семантических инвариантов. Были сформулированы следующие экспериментальные гипотезы: 1) различные разномодальные объекты имеют в основе общие семантические оценки, выделяемые в семантические универсалии; 2)на семантическом уровне существуют устойчивые типы синестезии, присущие всем ощущениями связаны с возникновением сходных семантических оценок разномодальных объектов. В исследовании приняли участие 92 человек (60 девушек и 32 юноши) в возрасте от 18 до 30 лет, проводилось по группам, в течение 5 сессий по 18-20 человек, каждая группа проходила 2 этапа исследования с перерывом в 1 неделю. В целях определения семантических комплексов свойств воспринимаемых объектов использовался модифицированный 16-ти шкальный семантический дифференциал (СД) Е.Ю. Артемьевой(1).
Стимульным материалом служили четыре независимые группы разномодальных стимулов: 1) визуальные стимулы (8 цветов из классификации М. Люшера): серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный; 2) звуковые стимулы: звук водопада, шум проезжающего поезда, пение птиц, звонок, крик петуха, шум дождя и звуки природы;3) вкусовые стимулы: кислый, соленый, горький, острый и сладкий;4) стимулы объекты-поверхности: шелк, хлопчатобумажная ткань, бумажная салфетка, органическое стекло, наждачная бумага, дерево, асбест, кожа и резина. В процессе эксперимента участников исследования просили оценить каждый из предъявляемых объектов при помощи СД, что позволило на качественно различном материале изучить сочетания разномодальных объектов между собой.
В процессе обработки данных были подсчитаны средние ранги по каждой шкале отдельно по каждому разномодальному объекту, проведен корреляционный анализ при помощи корреляций Спирмена, и в результате получены матрица коэффициентов корреляции между всеми возможными сочетаниями цветов, звуков, вкусов и поверхностей по их усредненным семантическим оценкам (получены различные типы синестезии). В результате были получены различные цвето-тактильные, звуко-вкусовые, цвето-звуковые и т.д. типы синестетического восприятия (с учетом показателей корреляционного анализа Спирмена при p=0,01). Было выявлено, что в данной выборке цвето-тактильная синестезия характеризуется следующими примерами: шелк – синий (r=0,4), бумажная салфетка – фиолетовая (0,37), ткань – серая (0,6), органическое стекло – зеленое (0,67), дерево – красное (0,55), кожа – черная (0,7), резина – желтая (0,61). Имеют высокие корреляционные связи типы звуко-вкусовой синестезии: звонок – кислый (r=0,42), звук поезда – соленый (0,48), крик петуха – горький (0,62) и острый (0,47), шум дождя и пение птиц – сладкое (0,41; 0,56) и т.д.
Наиболее выраженные корреляционные связи наблюдаются при оценке объектов цвета и звука (цвето-звуковая синестезия), что, вероятно, связано с возникновением синестетических переживаний на объекты, непосредственно включенные в обычную жизнедеятельность людей и связанные с ведущими сенсорными приемниками в организме (стимулы-цвета наиболее приближены к тем конкретным предметам, с которыми оперируют субъекты в жизни). Наиболее устойчивыми и сильными примерами связей данного типа синестезии выступили: серый – шум дождя (0,48), синий – пений птиц (0,65), красный – крик петуха (0,51), фиолетовый – звуки природы (0,74), черный – звонок (0,57), зеленый – звук поезда (0,63) и т.д.
Высокие корреляционные связи подтверждают устойчивость и универсальность данных сочетаний, а также эффект двойственности синестезии (например при цвето-звуковой синестезии как цвета вызывают звуковые переживания, так и звуки актуализируют цветовые). Следовательно, выявленные сочетания говорят о том, что исследуемые механизмы восприятия и оценивания разномодальных объектов человеком и группой людей имеют наибольшую меру согласованности, находятся в области наибольшего семантического соответствия, что и характеризует феномен синестезии.
Результаты кластерного анализа позволили выделить четыре больших кластера, характеризующих различные синестетические сочетания между собой цветов, звуков, поверхностей и вкусов, с разной степенью выраженности того или иного типа синестетических переживаний. Первый кластер: звуко-тактильная синестезия; второй кластер: цвето-тактильная; третий кластер: звуко-вкусовая синестезия; четвертый кластер: межсенсорный. Выделенные кластеры по составу переменных, входящих в них, либо идентичны, либо очень близки. Таким образом, в первый из кластеров группируются семантические оценки цветовых, звуковых объектов, которые имеют сильную взаимосвязь с оценками объектов-поверхностей, при этом обнаружено, что семантические оценки поверхностей имеют очень слабые взаимосвязи с вкусовыми объектами, следовательно, такого вид синестезии очень неустойчив и индивидуален. Во втором кластере был выделен отдельный тип синестетического переживания: цвето-тактильной синестезии, большинство цветовых стимулов имеют устойчивые, сильные связи с семантическими оценками объектов-поверхностей – из всех выделенных, это наиболее независимый кластер. В третий кластер вошел отдельный, независимый вид синестетического восприятия – звуко-вкусовой. Несмотря на то, что некоторые звуковые переживания связаны с объектами поверхностями, 80% всех звуковых стимулов имеют крепкую, устойчивую связь именно с вкусовыми объектами. Четвертый кластер менее устойчивый, имеет более слабые корреляционные связи, однако в него вошли семантические оценки всех объектов, что свидетельствует о наличии локальных межсенсорных синестезий. Следовательно, само переживание рассеяно, не локализовано в сознании субъекта. Человек не может точно определить какое переживание, в какой чувственной модальности возникает в ответ на восприятие того или иного стимула, однако данная полиморфная, межсенсорная активность при оценивании постоянно присутствует, что позволяет нам говорить об особом типе синестетического восприятия – межсенсорном.
Таким образом, различные разномодальные объекты имеют в своей основе, в глубинных структурах сознания общие для большинства субъектов семантические оценки, выделяемые в семантико-перцептивные универсалии. Мы можем говорить о существовании феномена синестезии в сознании, который выражается в межсенсорном сходстве и проявляется в наличии областей семантического соответствия объектов разной модальности (их близости в семантическом пространстве). Н.А. Русина отмечала, что благодаря сходству и инвариантности оценок восприятие разномодальных объектов сопровождается общностью эмоциональных значений по сравнению [4]. В данном исследовании типы синестезии имеют инвариантный, неосознанный и устойчивый характер, способствующий интегральному восприятию разномодальной стимуляции. По результатам «означивания» объекта в сознании происходит замедленный процесс его локализации в системе координат «второвидения», в результате чего формируется окончательный единичный образ объекта. Таким образом, соотнесение и сравнение получаемого обобщенного и единичного образов объектов различных классов модальности, позволяют определить категоризации разномодального объекта.
Проанализировав содержательную сторону феномена синестезии, можно выделить четкую закономерность, что данные соответствия носят условный характер и в основном определяются сложившимися устойчивыми индивидуальными представлениями о характере и предметной стороне каждого объекта. Обращаясь к групповым оценкам можно говорить о существовании синестезии и о сходстве семантических оценок у различных людей. Однако сложно выделить единый код перенастройки системы значений в структуре общественного сознания, что говорит о том, что синестезия существует, однако характер синестетических переживаний и тип синестезии зависит от индивидуально-типологических особенностей субъектов.
Литература:
-
Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. – 410 с.
-
Бахтияров О.Г. Бахтияров О.Г. Постинформационные технологии: введение в психонетику. К: «ЭКСПИР», 1997. – 270 с.
-
Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – 723 с.
-
Русина Н.А. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов. - Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1982, № 3, с. 26-38.
-
Marks, L.E. The Unity of the Senses: Interrelationships Among the Modalities. New York: Academic Press, 1978. – p304.
Научный руководитель: к.псх.н, доцент Картавенко М.В.