Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИСКУССТВО ТАНЦА: ШИПЫ И РОЗЫ

Автор: 
Мадина Муталиева (Алматы, Казахстан)

Известно, что артистом мы называем не только того, кто выступает на сцене в той или иной роли, но и музыканта – пианиста, скрипача, виолончелиста, – художника-живописца, певца, исполнителя на концертной эстраде. Каждый из них владеет спецификой своего жанра: в основе одного лежит разговорная речь, другого – певческий голос, третьего – гармоническое развитие, тренированное тело. Но всех артистов объединяет умение говорить со зрителем на языке художественных образов. Если этого нет, нет и артиста в настоящем смысле слова.

Артист балета – это тот же мастер, художник, творящий образ. Независимо от того, является ли артист балета солистом или выступает в кордебалете, он не может только механически выполнять движения, заданные балетмейстером. Он должен быть его соавтором. Специфика творчества артиста балета заключается в том, что мысли, чувства и переживания своего героя он выражает без помощи человеческой речи: движениями тела, жестами рук, мимикой лица. Речью здесь является сам танец. От степени его наполненности содержанием зависит сила его выразительности. Если скрипач всю мощь своего таланта вкладывает в инструмент, извлекая из него чарующие звуки, и они – человек и скрипка, на которой он играет, – составляют как бы единое целое, то артист балета сам является одновременно и «скрипачом» и «скрипкой». Вот почему, говоря о своеобразии профессии артиста балета, мы должны сказать и о тех данных, которые необходимы всякому, кто решил посвятить себя этому виду художественного творчества.

Человеку, несведущему в балетном искусстве, кажется, что артисты балета немного надменные. В действительности же все дело в осанке. Высоко поднятая голова и развернутые плечи придают танцовщику такой вид. Но кроме того, те, кто закончил хореографическое училище, отличаются большим терпением, крепкими нервами, устойчивой психикой и дисциплинированностью. Привыкшие за годы учебы к строгости, однообразным упражнениям для поддержания формы, артисты балета знают, что их карьера во многом зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках. Понятно, например, что балерина не может позволить себе набрать лишние килограммы, она вынуждена постоянно и методично ограничивать себя в еде. То же самое можно сказать и про ежедневные изнурительные занятия, которые нельзя прекращать. Даже самые знаменитые примы, безупречное мастерство которых является аксиомой, каждый день по несколько часов проводят у балетного станка.

Выносливость, терпеливость, собранность – вот первые качества профессии «артист балета». Именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца. И лишь потом появляется та самая эмоциональность и одухотворенность, без которых невозможно великое искусство танца.

Многие думают, что «балет – это искусство одержимых. И мы понимаем эту одержимость, ведь балет сам по себе уже эстетическое совершенство. Существует мнение, что страсть к балету заложена в генах. Какая-то хромосома делает ноги и руки некоторых людей «пригодными» для этого искусства, а еще заставляет трепетать и благоговеть всех остальных» [2].

Возможно, именно этим объясняется тот факт, что каждое лето стены балетных училищ осаждают толпы родителей с детьми. В глазах взрослых читается одно желание – ввести дитя в этот возвышенный мир. Они надеются, что их дети станут новыми «Барышниковыми» или «Улановыми», и готовы терпеть любые испытания. Дети же с любопытством всматриваются в тех, кто уже учится искусству танца, и пытаются определить, каково это – учиться балету. И здесь им предстоит первое испытание: отбор.

На первом туре конкурсного отбора оцениваются, прежде всего, физические данные. Будущая балерина или танцовщик должны быть стройными, иметь узкое колено, тонкую щиколотку, высокий подъем, обладать «шагом», или, иначе говоря, растяжкой.

На втором туре к работе приступают врачи. Балет, как известно, это изнурительные физические нагрузки, справиться с которыми может лишь здоровый организм. А потому медики обследуют состояние позвоночника, внутренних органов, проверяют зрение.

И только затем у детей проверяют музыкальный слух и танцевальные навыки. Предложив им двигаться под музыку, педагоги наблюдают, пытаясь хотя бы приблизительно строить прогнозы относительно профессиональной пригодности. Ведь даже имея идеальные данные, можно не слышать и не чувствовать музыку, не уметь координировать движения - а тогда в балете делать нечего.

Счастливчики, поступившие в хореографическое училище, не знают, что их ещё не раз будут «отсеивать» - кого-то по медицинским показаниям, кого-то – из-за несоответствия учебным требованиям.

Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок, а главное - не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное – в девятом. То есть практически перед выпуском. А виновны в этом порой гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить. В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25.

Но и это ещё не главные испытания для тех, кто только начинает свой путь в балетном искусстве. Главное – это те физические и моральные нагрузки, которые ждут молодого танцовщика.

«Срок работы артиста балета на сцене короток: первые два-три года после окончания хореографического училища выпускник только пытается освоиться в балетной труппе, входит в репертуар, причём ведущих партий ему никто предлагать не собирается» [1]. Лишь единицы, самые талантливые сразу получают своё соло. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Большинство же, что называется, «встают у воды». Это выражение означает попросту кордебалет. Еще лет пять проходит, пока танцор наращивает мышцы и крепнет, после этого лет десять-двенадцать артист балета может исполнять более-менее заметные партии. А дальше – как распорядится судьба. Многое, если не все, в судьбе любого артиста балета зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, призовых мест на конкурсах, личного обаяния, наконец.

Уже в 38-40 лет у артиста балета ухудшается упругость мышц и гибкость, появляется «букет» профессиональных болезней: поясничный или шейный остеохондроз, изуродованные стопы и абсолютную психологическую растерянность. После того как тридцать лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала. Именно поэтому в СССР артиста балета после 20 лет работы отправляли на пенсию.

«В мировой театральной практике артисты балета выходят на заслуженный отдых до 40 лет. Так принято в Лондонском королевском театре, в Парижской Гранд-опера, в любом российском театре. Но в Казахстане с некоторых пор балерины выходят на пенсию только в 58 лет, а танцоры – в 63 года. Это самый «острый шип» нашего отечественного балета. За минувший год с казахстанской балетной сцены буквально в никуда ушли многие талантливые танцоры труппы» [3].

Это происходит потому, что люди, которые заняты законотворчеством, сами никогда не танцевали, и просто не могут даже гипотетически себе представить, что организм артиста балета, который испытывает колоссальные физические и моральные нагрузки, к 38-40 годам практически уже исчерпал весь положенный ресурс. Это с одной стороны. С другой – руководство театров вынуждено содержать артистов, которым перевалило за 40 лет, и которых невозможно включить в действующий репертуарный состав. Они приходят на работу, чтобы разминаться, не выступая на сцене, но получая зарплату. Кроме того, не объяснить их моральное состояние, когда танцовщик понимает, что он – балласт. Действительно, творческий век в балете короток, а желание реализоваться – большое. Но что, пожалуй, самое главное и обидное – рынок потребителей их продукции весьма ограничен. Вот почему большинство казахстанских артистов балета предпочитают работать не в Казахстане, а в тех странах, где искусство танца более востребовано, а танцовщиков ждёт наибольшее уважение и наиболее благодарный зритель. А зрители же в Казахстане, простые обыватели не могут понять: «Почему наши выдающиеся танцовщики делают славу многим театрам мира, но не выступают в родной стране, не выступают в Казахстане?».

Ответ опять-таки кроется в структуре профессиональной подготовки специалистов в области хореографии. Нам нужно более сбалансировано готовить балетные кадры, обеспечивать им поле для плодотворной творческой деятельности и открывать танцевальное искусство Казахстана для всего мира. Специалисты, не реализовавшие себя в родной стране, должны иметь возможности для свободной самореализации в других странах. В таком случае идея казахстанского патриотизма, при всех остальных составляющих, будет оправдана и реализована.

В заключение хотелось бы отметить, что год от года число юных дарований, желающих поступить в балетные школы, не уменьшается. Детей, готовых подвергать себя ежедневным изнурительным занятиям, готовых работать с полной самоотдачей, достаточно много. Но вместе с тем мало кто из них действительно обладает теми способностями и данными, которые реально соответствуют высочайшим требованиям, предъявляемым к великому искусству танца. И специалисты в области хореографии должны отчётливо осознавать своё высокое предназначение как профессионалов, от творчества которых зависит будущее мирового танцевального искусства.

Литература:

  1. Бурдин В. Балет в один конец, или Кто мешает хорошим танцорам? / Бурдин В. // Время. – 14.06.2011.

  2. Черномыс О. Профессия артист балета / Черномыс О. // Обучение в России. – 24.11.2011.

  3. Шекель Я. Балет – жестокое искусство / Шекель Я. // Vesti.kz. – 24.09.2009.