Автор:
Людмила Николаева (Алматы, Казахстан)
Мировое сообщество вступило в новый этап своего развития – этап сублимации и осмысления всего, что было накоплено человечеством на протяжении веков в различных областях жизнедеятельности.
Хореографическое искусство нового времени не остаётся в стороне от общемировых процессов развития. На первый план, наряду с собственно творческими, выходят задачи воспитания хореографов нового типа – личностей, способных воплощать самые смелые творческие замыслы постановщиков.
Совершенствование методов воспитания молодых хореографов – актуальнейшая проблема в настоящее время. Современная система хореографической подготовки отличается поиском новых рациональных решений воспитательной и образовательной деятельности, созданием условий для наиболее полного развития и самореализации исполнителя и балетмейстера-хореографа.
И здесь мы подходим, пожалуй, к самой главной проблеме в области хореографической подготовки на сегодняшний день: правильное и полноценное воспитание молодых хореографов.
Известный балетный танцовщик, педагог ГИТИСа В. Васильев пишет: «Хотелось бы поразмышлять о сегодняшней практике подготовки хореографов. Не следует себя тешить иллюзиями, что в стенах ВУЗов мы не можем «родить» таланты. Балетмейстеров - педагогов можно воспитать при условии их профессиональной подготовки. Этому призван учить ВУЗ, готовить в своих стенах людей эрудированных, знающих теорию и методику профилирующих дисциплин и определенный репертуар» [1, с. 5]. Было бы неверным заявлять, что до сих пор процесс воспитания хореографов в ВУЗах не был поставлен как учебная дисциплина. Наоборот, он давно и прочно установлен. Следует отдать должное и сказать о существующих методических проектах по методике преподавания Р. Захарова, для хореографических училищ, школ и ВУЗов искусств. Однако при глубоком анализе различных воспитательно-образовательных систем, можно выявить следующие недоработки:
-
во всех методиках отсутствует общая система преподавания в учебных заведениях. И речь здесь идет не об «одинаковости» ведения занятий, а о выработанной программе изучаемого материала;
-
недостаточное внимание преподавателей к музыкальному сопровождению уроков, подбора музыкального материала. Тем самым нарушается формирования музыкального воспитания, ибо воспитание исполнителя, танцовщика и педагога будет не полным без знания им сокровищниц классической музыки вообще и балетной музыки в частности;
-
невнимательное отношение к индивидуальным особенностям студента и т.д., когда часть программы курса неоправданно завышается.
Кроме того, еще одна проблема обучения и воспитания молодых хореографов на современном этапе заключается в том, что каждый педагог- хореограф на базе общих воспитательных приёмов имеет свою индивидуальную направленность. Обладая знаниями о всех видах хореографии, он обычно выбирает и работает в каком-то одном или двух направлениях, только в рамках выразительных средств классического, народно-сценического или современного танца.
Между тем, для полного и многостороннего обучения педагога- хореографа в ВУЗе необходимо учитывать, что процесс этого обучения действует в единстве 3 функций: балетмейстерской, педагогической, репетиторской. Поэтому «в системе ценностных ориентаций личности учителя важную роль играет его профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, уравновешенность, выдержку, самооценку, готовность к самообразованию, чувство нового» [2, с. 17].
Последнее качество особенно ценно, поскольку на протяжении целого ряда лет в практике ВУЗов культуры сложилось определенная система приемов и методов обучения и подготовки преподавателей хореографии.
Но время не стоит на месте, и необходимо учитывать как изменившееся балетного искусство в мире, так и изменения в психологии людей. Кроме того, в хореографическом искусстве всегда учитывали индивидуальные свойства исполнителя, его физические данные.
Поэтому одним из наиболее эффективных путей совершенствования качества подготовки молодых хореографов следует считать индивидуальный подход к каждому из них. А это означает, что необходимо помочь им эффективно освоить новые теоретические и творческие приемы для дальнейшей успешной творческой деятельности
А отсюда вытекает предположение, что раз существует индивидуальный подход, то при воспитании молодых хореографов в рамках единых, объективных условий и требований к их деятельности важное место должно быть уделено выработке таких же индивидуальных навыков своего собственного стиля, который в дальнейшем поможет им в их творчестве.
А для этого необходимо, что бы у начинающего хореографа были:
-
положительное отношение к выбранной профессии
-
психологическая готовность к деятельности хореографа
-
творческий характер деятельности: свобода в выборе средств, приемов и способов работы.
Исходя из этого, можно предположить следующее:
-
обучение хореографа вообще и педагогов – хореографов в частности должно строиться не на субъективных взглядах и личных методиках, а на глубоком анализе всех существующих программ, уже прошедших положительную апробацию;
-
изучение мирового танцевального наследия должно быть обязательным, причем занятия следует проводить на основе лучших образцов мировой хореографии;
-
учебные комбинации также должны быть составлены по принципу: идея – цель – содержание.
Следует отказаться от фальшивой виртуозности технического разнообразия. Учебный материал должен быть четким, конкретным, методически выверенным. Ведь еще Д. Локк писал: «Если вы желаете, что бы дети выполнили какое -либо действие, заставляйте их много раз проделывать это, пока они не достигнуть совершенства » [3, с. 155].
Хороший педагог будет стараться с самого начала использовать этот принцип на практике, и тогда обучение будет успешным, и студент сделает большие успехи в учебе.
В настоящее время, когда возрос интерес к изучению современных течений хореографии, к постановочной деятельности, необходима фундаментализация процесса обучения хореографическому мастерству, совершенствование воспитательного аспекта при подготовке будущих специалистов хореографии в ВУЗах культуры и искусства.
Определенные нами методы и приемы не являются единственными в процессе воспитания молодых хореографов, а лишь могут быть учтены в единой системе обучения и воспитания.
Но для того, чтобы балетная теория, методика и практика были решены последовательно, сохраняя непрерывность движения всех компонентов, основным принципом должно быть осуществление непрерывного образования.
Только создание эффективного взаимодействия существующих методик воспитания молодых хореографов в ВУЗах, создание дополнительно к ним организованной и вместе с тем достаточно гибкой системы повышения квалификации специалистов – хореографов позволит более оперативно приспособить систему воспитания хореографов ХХI века к постоянно обновляющимся тенденциям в мировом хореографическом искусстве.
Список литературы:
-
Васильев В. Заглядывая в будущее / Васильев В. – М., ГИТИС, 1988. –68 с.
-
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В. П. – М., 1983. – 145 с.
-
Локк Д. Педагогическое наследие / Локк Д. – М., 1973. – 155 с.