Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

Автор: 
Асет Маханбетов (Жезказган, Республика Казахстан)

Глобальные преобразования в социальной, экономической, политической сферах повлекли новые тенденции в казахстанском образовании. Это выражается, прежде всего, в требованиях к специалистам системы образования. Для студента важно быть конкурентноспособным на рынке труда, обладать достаточным диапазоном и уровнем профессионализма. Изучение иностранных языков в представлении современного общества уже не укладывается в рамки традиционного понимания его только как образовательно-воспитательного компонента образования человека. Оно все более осознается как потребность профессионального становления и утверждения личностных устремлений человека занять достойное место в жизни общества.

В рамках программы правительства по подготовке полиязычных специалистов, владеющих тремя и более языками особую значимость приобретает качественный подбор методик обучения иностранным языкам. Педагогическое образование не может быть подлинно профессиональным без формирования методической подготовки студентов. Конструктивное и профессиональное обучение специалистов иностранных языков актуально, тем, что в силу огромных перемен в сфере социально-политических отношений возрос интерес к иностранным языкам. Такой подход определяет коренное изменение к профессиональному образованию специалистов в области обучения иностранным языкам.

Основной задачей контроля в обучении иностранным языкам является объективное и точное определение уровня владения языковым материалом и речевыми умениями. Во всех случаях контроль не является самоцелью, а должен носить и носит обучающий характер. Контроль навыков умений и говорения является одной из самых сложных задач, когда объектом контроля становится умение высказываться по теме учебного задания. При проведении итогового контроля устных ответов студентов преподаватель должен комментировать ответ обучаемого, учитывать содержательную сторону, полноту раскрытия темы, реализацию языковых возможностей, количество фраз, построенных по моделям изучаемого языка. При оценке устного речевого общения требуется учитывать содержание и языковое оформление. Объективность действий преподавателя при контроле устного речевого сообщения зависит от следующих умственных действий:

1. распределять внимание при слушании устных сообщений на их содержание и языковую форму (так называемой, content-based teaching);

2. комментировать высказывания студентов, тем самым показывая какие умения и знания требуют дополнительной работы.

Еще одним фактором, способствующим интенсификации контроля, является воздействие эмоций на деятельность и поведение обучающегося и обучающего в процессе педагогического общения. Положительные эмоции оказывают благоприятное воздействие на протекание операций мышления. Очень важна контролирующая функция речи преподавателя, хороший эмоциональный настрой повышает заинтересованность студента, активизирует мышление, внимание.

Правильно организованное педагогическое общение снимает напряжение, стимулирует студентов к активной мыслительной деятельности. При такой организации педагогического общения контроль станет и обучающим и воспитывающим.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предлагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью.

Тесты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким тестам студенты знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры. Важным звеном в процессе обучения является контроль понимания прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными (ответы на вопросы по содержанию текста, краткий пересказ текста, и прочее), так и нетрадиционными (к таким формам контроля относят, прежде всего, тест, а также написание эссе по прочитанной книге).

Выполнение теста занимает немного времени и позволяет проверить одновременно всех студентов в группе, которые поставлены в равные условия, т.е. они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Различают объективные и субъективные тесты. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заготовленному ключу. В субъективных тестах оно обосновывается на мнении проверяющих.

Главной задачей в наше время является формирование не только коммуникативных умений, но и формирование общественного сознания, критического мышления. В американских учебниках широко внедряются средства массовой информации, которые дают гибкую систему непрерывного образования. Общественно-политические тексты освещают глобальные темы политики, философии, культуры, экономики, без которых трудно сформировать культурную личность XXI века.

Хорошим стимулом является чтение таких газет и журналов, как газета “Zaman-Kazakhstan’, “Kazakhstan”, “Times of Central Asia”, которые освещают события в нашей стране и за рубежом. Вот некоторые методы и приемы работы с ней:

1) прочитайте заголовок и выскажите свое предположение относительно статьи;

2) найдите случаи, когда в заголовках представлен источник информации;

3) расшифруйте сокращения в заголовках;

4) согласны ли вы с автором статьи в том, что…

5) названия политических партий, международных организаций, их аббревиатур, а также высших должностных лиц государства.

Все эти упражнения оказываются полезными при прослушивании и радиопередач, радионовостей на английском языке.

Новую информационную «среду обитания» в нашей жизни создает Интернет. На электронных страничках интернета – сайтах – размещается информация обо всем, что происходит в мире, так что выбор богат и обширен. Сидя за монитором компьютера, можно сразу выйти на нужный сайт газеты, радиостанции, музея и т.д.

Проблема оценки контроля имеет огромное значение для наук об образовании в целом. Речь идет о выработке оценок стандартов и уровней образования, о методах их сопоставления, методов оценивания уровней подготовки, уровней знания. В содержание контроля, в том числе и тестового, следует включать республиканские, региональные, местные компоненты. Необходимо использовать итоговые письменные работы.

Можно провести проверку знаний страноведческого материала с речевой практикой студентов в различных видах речевой деятельности. На основе прослушанных и прочитанных текстов студенты должны устно или письменно выполнить задания, показывающие их страноведческую подготовку. При этом используют:

1) открытые тестовые задания (ответы на вопросы, комментирование реалий);

2) полуоткрытые задания, при которых студенты высказываются в рамках четкого ограниченного контекста;

3) закрытые задания, при выполнении которых студенты должны выбрать среди четырех ответов на предложенные вопросы один правильный. Такая форма контроля вызывает большой интерес обучающихся.

Главный критерий отбора необходимых методик – направленность на достижение конечного результата – развитие коммуникативных навыков, подготовка полиязычных личностей для развивающегося государства.

Научный руководитель: к. п. н., доцент Кашкимбаева Замзагуль Жанайдаровна