Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Автор: 
Марина Пальчик, Юлия Назаренко (Харьков, Украина)

Современный темп изменения внешней среды и увеличения информации является настолько большим, что стратегическое планирование представляется практически единственным способом снижения неопределенности будущего, предвидения проблем и возможностей, обеспечивающим создание плана действий на длительный срок. Современный этап трансформации экономики Украины, в котором наблюдаются элементы выхода из общесистемного кризиса, требует активного развития и внедрения стратегического управления на предприятиях. В научных исследованиях стратегического управления предприятием существуют не только не исследованные, а и не поставленные к этому времени проблемы. Так, например, в недостаточной мере разработаны концепции стратегического управления предприятием, адекватные условиям трансформирующейся экономики. Целью работы является исследование стратегического планирования и управления деятельности украинского предприятия.

Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования и управления было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф.Абраме, Р.Акофф, И.Ансофф, Дж.Куинн, К.Эндрюс, М.Портер, Г.Хемел, Г.Минцберг, К.Хофер, Г.Штейнер, А.Томпсон и другие ученые. Из украинских ученых следует отметить А.Мищенко, В.Герасимчук, О.Раевнева, С.Ильяшенко. Исходя из этого, можно сказать, что в их исследованиях эти вопросы остаются не решенными, что и обусловило актуальность данной проблемы.

Известны различные определения стратегического планирования, обобщая которые можно сделать вывод, что стратегическое планирование - это процесс выбора целей на перспективу и принятия решений для достижения этих целей.

Процесс стратегического планирования включает [2]:

- определение или уточнение миссии и целей;

- сбор и анализ информации, выявление факторов, определяющих достижимость целей;

- выбор общей стратегии, формирование делового портфеля предприятия;

- разработку плана реализации стратегий, выбор деловых и функциональных стратегий.

Стратегическое планирование представляет собой процесс решения неточных задач - проблем, базирующихся на субъективных оценках. Например, если производственный процесс можно в известном приближении описать с помощью математических формул, внося в них время от времени определенные коррективы, то при планировании развития предприятия математические методы уже не дают требуемой точности.

При исследовании стратегического планирования на украинских предприятиях (его необходимости в случае отсутствия), стиля принятия стратегических решений, характеристик, а также содержания стратегического плана было определено, что большинство украинских предприятий используют в своей практике элементы стратегического планирования, чаще всего составляют бизнес-планы для решения конкретных проблем: проведения реконструкции, технического перевооружения. Отечественные менеджеры выдвигают на первый план лучшее распределение ресурсов, что объясняется остро ощущаемой ограниченностью в финансах и активах в условиях кризиса и, кроме того, тем, что большинство руководителей и специалистов, не имея четкого представления о стратегическом планировании, помнят методику составления пятилетних планов, где главный акцент делался на распределении ресурсов.

Украинские менеджеры так же, как и их зарубежные коллеги, едины во мнении о необходимости стратегического планирования. Однако по ряду принципиальных вопросов методики стратегического планирования имеются существенные расхождения. Отечественные менеджеры считают наиболее важным основанием для стратегического планирования лучшее распределение ресурсов, тогда как в Великобритании и Японии на первое место ставится формирование долгосрочных целей.

Для большинства украинских предприятий стратегическое планирование по-прежнему остается теоретической концепцией. На практике данную технологию использует относительно небольшой процент из них. Естественно, у одних это получается лучше, у других — не так хорошо, как хотелось бы.

Многие компании к этому подтолкнула жизнь в условиях кризиса. Если до недавнего времени отрасль отлично развивалась, то организации, работающие в ней, зачастую вообще не обращали внимание на данную технологию. Мысль о том, что завтра будет не так, как сегодня, посещала умы далеко не всех «топов». Столкнувшись же с последствиями кризиса, многие осознали необходимость стратегического планирования, но произошло это довольно поздно.

По мнению Андрея Длигача, к. э. н., генерального директора группы компаний Advanter Group, ведущего эксперта «Украинской ассоциации маркетинга», можно выделить несколько подходов к стратегическому планированию в украинском бизнесе:

1) Классический подход. В данном классе организаций стратегическое планирование бизнеса лежит в основе успеха;

2) Проницательный руководитель. В таких компаниях главный стратег и основной генератор идей — высший руководитель (зачастую он же — собственник бизнеса). Предприятие является реализатором его идей и планов. Наиболее часто подобные организации гибнут при диверсификации — когда опыт (интуиция) топ-менеджера напрямую не срабатывает на новых рынках;

3) Стратегия как компромисс. В таких компаниях стратегия формируется как компромисс интересов различных внутренних влиятельных сил;

4) Эмпирический подход. Предприятия движутся на ощупь, короткими шагами. Деятельность уподобляется броуновскому движению;

5) Приспособление. Организации подстраиваются под изменяющиеся условия внешней среды. Они достаточно гибки, и стратегическое планирование заменяется политикой выживания.

Когда компании прибегают к планированию на длительные периоды, они прежде всего хотят знать, куда движутся и как минимизировать риски на этом пути. Однако долгосрочное планирование, которое использует большинство отечественных предприятий, не всегда полноценное стратегическое. Чаще всего это планирование текущей деятельности, основанное преимущественно на анализе прошлого и на предположении, что компания или бизнес на протяжении, например, пяти-семи лет будет развиваться по принципам, которые имели место в предшествующий период. По большому счету, долгосрочное планирование можно назвать развитой формой укрупненного бюджетирования.

Стратегическое управление - это набор решений и действий по формулированию и реализации стратегий для того, чтобы достичь цели организации [3].

В настоящее время многие предприятия находятся в кризисном положении и требуют радикальных изменений по их решению, проблема связана с тем, что нет разделения полномочий между службами отдельного предприятия. Для того чтобы решить ряд проблемных вопросов на предприятии, нужна целенаправленная скоординированная деятельность на всех уровнях управления.

Основная проблема, которая возникает при разработке стратегического управления на предприятии - это совмещение стратегической структуры и действующей организационной структуры, т.е. это организационная форма стратегического управления [4]. Ее надо рассмотреть для того, чтобы повысить оперативность реализации стратегий предприятия.

Гармоничное управление происходит тогда, когда стратегическая организационная структура управления совпадает с организационной структурой управления предприятия в целом, ориентирована на реакцию изменений во внешней среде, характеризуются децентрализацией, гибкостью, универсальностью в деятельности отдельных звеньев, направленных на выявление проблем новых управленческих решений,

Рассмотрим два варианта совместимости организационной структуры и стратегической структуры управления. Первый - когда стратегическая структура накладывается на существующую организационную структуру. Распределение стратегических функций в этой ситуации будет выполняться в рамках существующих организационных структур. Такая модель представляет идеалистическую стратегическую структуру. Но на отечественных предприятия складывается такая ситуация, когда стратегическая структура способствует возникновению новых структурных подразделений и организационных форм. В таком случае проблема заключается в формировании именно такой организационной структуры, обеспечивающей реализацию стратегии в полном объеме. Эта ситуация вызывает необходимость создания специального подразделения, которое будет координировать процессы внедрения, функционирования и развития системы стратегического управления на предприятии.

Организационная структура разрабатывается менеджерами для достижения стратегических целей организации. Это своеобразный официальный план выполнения задач, обеспечивающих достижение стратегических целей. Когда руководство составляет перечень предполагаемых планов деятельности предприятия, тогда происходит формализация плана деятельности организации. Чтобы разработать организационную структуру предприятия, менеджерам необходимо [1]:

1) сформировать вертикальную структуру (создание рабочих мест под конкретные функции);

2) осуществить иерархию подразделений (группировка рабочих мест по отделам и более крупными структурными единицам);

3) сформировать горизонтальную структуру (координация всех функций, чтобы компания могла работать как единое целое).

Таким образом, можно сделать выводы о том, что стратегия управления предприятия может быть эффективной при условии, когда существует гармония между организационной и стратегической структурами управления. Такое управление происходит, когда каждый работник имеет четкие задачи и понимает стратегическую цель предприятия в целом. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления организацией, и без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

 

Список литературы:

  1. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика. / П. Дойль - СПб: Изд-во «Питер», 1999. – 277с.

  2. Клейнер Г. Механизм принятия стратегических решений и стратегического планирования на предприятии// Вопросы экономики – 2004 -№9. С..46-48.

  3. Лапин, А.Н. Стратегическое управление современной организацией / А.Н. Лапин // Управление персоналом. – 2004. - №14. – С. 65-70.

  4. Основные понятия стратегического планирования как функции стратегического управления /Ходжич М.В.// Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 1. - С. 171-173.

Научный руководитель: кандидат экономических ннаук, доцент Большенко С.Ф.