Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА промышленнЫХ предприятияХ

Автор: 
Приходько Олег (Харьков, Украина)

На сегодняшний день человечество старается решить множество глобальных проблем, таких как предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия, обеспечение человечества ресурсами, глобальное потепление, озоновые дыры и прочие. Все эти проблемы связаны с человеческой деятельностью и чрезмерным и, зачастую, нерациональным использованием природных ресурсов. [1 с.38,50]

Трудно обойти экономический аспект этих проблем, т.к. именно погоня за большей прибылью на протяжении последних столетий привела к подобным глобальным проблемам, с которыми все жители земли должны бороться. Вышеперечисленные проблемы, за исключением может быть озоновых дыр присущи нашей стране. Десятилетия нерационального использования ресурсов и энергоносителей оказывают пагубное влияние не только на экологическую, но и на экономическую ситуацию в стране.

В настоящее время в Украине функционирует сотни производственных предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности.

Современное промышленное предприятие включает значительное количество подразделений, которые выполняют бумажную работу, поскольку в них ведется обработка информации на бумажных носителях.

Например, службы главных специалистов (главного инженера, главного технолога и т.д.) имеют в своем составе многочисленные бюро, отделы, в которых, как правило, задействовано большое количество сотрудников.

Экономия ресурсов в процессе функционирования указанных подразделений оказывает влияние на эффективное функционирование предприятий. Примером этому могут служить факты постоянных переговоров насчет не только стоимости, но и уровня потребления энергоносителей.

При переходе от государственного уровня к единичному предприятию, можно найти достаточное количество перерасхода ресурсов. Понятно, что для промышленных предприятий одними из существенных источников снижения издержек и выбросов в атмосферу являются более современные технологии и системы очистки и фильтрации отходов. Большинство из них могут лишь в чем-то ограничить использование определенных ресурсов. Однако, применение эффективных методов снижения затрат на энергоносители, экономия бумаги, тепла и т.п., позволяет экономить ресурсы не только на производственных площадках, но и в административных подразделениях. В данном случае уместно использовать опыт экономии, накопленный на предприятиях торговли и сферы услуг. Комплекс подобных мероприятий составляет концепцию «зеленого офиса». Все больше отечественных компаний отказываются от традиционных механизмов функционирования своих офисов в пользу так называемых «зеленых», ведь, как выяснилось, это позволяет не только внести посильную лепту в защиту окружающей среды, но и заметно сократить издержки. На сегодняшний день эти принципы внедряют на практике более 40 отечественных компаний, среди которых «Киевстар», «МТС», «Nemiroff», «Оболонь», «Фокстрот». Концепция «зеленого» офиса базируется на правиле трех R: Reduce, Reuse, Recycle — сокращай, повторно используй, перерабатывай. Соответственно формируются и основные составляющие фундамента экологичного бизнеса. Прежде всего это уменьшение потребления ресурсов (тепла, электроэнергии, бумаги и др.), а также меры, помогающие снизить негативное влияние деятельности компании на окружающую среду. Как показывает практика, многие из них позволяют добиться не только реального снижения вреда от деятельности компании для окружающей среды, но и неплохо сэкономить.

Помимо экономии, "зеленый офис" привлекает к себе внимание СМИ, создает среди клиентов и партнеров экологически ответственный имидж всей компании, что повышает узнаваемость бренда на рынке. Экологическая политика компании может стать эффективным пунктом маркетинговой стратегии, особенно при выходе на зарубежный рынок, где забота об окружающей среде воспитывается с детства. По статистике, на крупные здания приходится 40% мирового потребления энергии, 70% потребления электричества и, как следствие, 30% выбросов углекислого газа в атмосферу.[3]

В общем и целом "зеленый офис" означает комплекс технических и мотивационных мер по формированию экологической политики компании и сбережению ресурсов офиса. Проще говоря, эко-офис работает согласно принципам защиты окружающей среды, снижая к тому же финансовые расходы на содержание помещения.

Условно, комплексы мероприятий по снижению затрат в офисе можно разбить на 4 группы:

  1. Экономия тепла:

Чтобы не терять драгоценное тепло, окна меняют на герметичные металлопластиковые, батареи снабжают регуляторами температуры, позволяющими снижать уровень обогрева ночью и в выходные дни, когда в офисе нет сотрудников. Более продвинутые бизнесмены устанавливают в помещении специальные «умные» системы. Такая система экономного потребления тепла состоит из специальных датчиков присутствия человека, терморегулятора, таймера, различных задвижек и пр. Их объединяют в единую сеть, что позволяет запрограммировать специальные температурные режимы для разного времени суток, выходных и т.д. В итоге, компания, рассчитывающаяся за отопление по счетчику, может сократить расходы на теплоснабжение на 20–50%. Стоит такое оборудование от $3 тыс. для помещения до 50–80 кв. м. Сроки его окупаемости составляют ориентировочно четыре-пять лет.

  1. Экономия электроэнергии:

Схожая система, включающая специальные фотоэлементы, датчики движения и пр., помогает экономить электроэнергию. Ее установка обойдется примерно в те же деньги, что и системы для экономии тепла, и позволит сократить счета на электроэнергию на треть. Но учитывая, что свет у нас пока не такой дорогой, как тепло, сроки окупаемости такой техники несколько больше — от пяти лет.

Предприятие может экономить электроэнергию и без высокотехнологичных новинок, просто приучив сотрудников, выходя из офиса, выключать свет, заменить обычные лампочки на энергосберегающие или люминесцентные и отказаться от «ждущего» режима работы техники в пользу ее отключения от сети. Энергосберегающие лампы используют на 75% электроэнергии меньше, чем традиционные, и при этом служат в десять раз дольше (до 10 лет). Даже с учетом того, что стоят они намного дороже обычных, затраты на них окупаются уже через 10 месяцев, после чего компания начинает экономить на освещении. По словам директора по управлению персоналом «МТС Украина» Натальи Березы, их компания заменила в прошлом году порядка 1300 ламп накаливания на энергосберегающие. «Обычная лампочка потребляет 60 Вт электроэнергии. Энергосберегающая — 10 Вт. Если учесть, что в день одна лампочка горит в среднем пять часов, за год компания сократила расход электроэнергии почти на 117 МВт-ч, что в деньгах эквивалентно 41 тыс. грн.» [2]

Сумма, которую теоретически может сэкономить компания, во многом зависит и от качества офисной техники. Новые модели более дружественные к окружающей среде и экономны. И хотя они дороже менее продвинутых моделей на 25–30%, эти расходы быстро окупаются. Энергосберегающая модель позволяет на 80% уменьшить расходы электроэнергии, на 20–30% — затраты на кондиционирование помещения (так как выделяет меньше тепла).

Достаточно простыми элементами экономии электричества являются так же максимальное использование дневного света, настройка кондиционеров на автоматическое отключение, если человек забыл выключить их при уходе с работы, и использование настольных ламп вместо общего освещения. Идея состоит в том, чтобы у каждого была возможность регулировать освещение на рабочем столе. Потом можно попробовать не включать свет в офисе вообще и оставили только лампы, и получается, что каждый находится в зоне своего светового пятна, относительный полумрак вокруг помогает сосредоточиться на своей работе и не отвлекаться на других сотрудников.

  1. Экономия бумаги:

По данным исследований Всемирного фонда дикой природы (WWF) подсчитано, что среднестатистический работник использует порядка 0,5 кг бумаги в месяц, причем ежегодно эта цифра возрастает на 20%. Уменьшить этот показатель как минимум на треть можно за счет внедрения электронного документооборота — как внутреннего (деловая переписка сотрудников, внутренние приказы, заявки, переписка между департаментами и пр.), так и внешнего (рассылка счетов и писем клиентам, деловая переписка с партнерами, поставщиками и др.). Создание электронного архива значительно освободят пространство и снизят расход бумаги.

Проще всего начать экономить, убедив собственных сотрудников придерживаться азов электронной переписки: в конце электронного письма, которое можно не печатать добавить надпись «Не распечатывать этот документ без необходимости». К примеру, в «Фокстроте» с недавних пор добавили к стандартному бланку электронного письма просьбу не распечатывать его без надобности. Как правило, напоминание срабатывает. В компании Nemiroff отмечают, что благодаря использованию внутреннего документооборота сэкономили за год 3 т бумаги (приблизительно 1,5 кг бумаги на каждого сотрудника). В «МТС» практически полностью отказались от бумажного документооборота с 2006г. В компании действует более 20 электронных автоматизированных баз согласования – от договоров, заявок на закупки, тендерных процедур, внутренних приказов до заказов оргтехники, канцелярии, бронирования комнат для встреч и назначения самих встреч в режиме он-лайн с возможностью отслеживания статуса этих заявок. За счет того, что документы не распечатываются на принтере, за год экономится порядка 2 т бумаги. [2]

Все чаще компании убеждают в целесообразности переходить на новые технологии общения и своих клиентов и партнеров. В компании «Киевстар» подсчитали, что только на письма со счетами для контрактных абонентов в год уходит 72 т бумаги. Убедив часть клиентов пользоваться электронной системой самообслуживания «Мой Киевстар», им удалось сэкономить 2 млн грн. в год, что помогло сократить общие расходы и не повышать тарифы на связь. C начала прошлого года они отказались от рассылки контрактным абонентам бумажной версии информационных материалов заменив их электронным вариантом. Это позволило за год сэкономить 12 т бумаги.

  1. Переработка расходных материалов:

Среди природоохранных составляющих «зеленого» офиса — правильная утилизация отработанных приборов освещения и офисной техники, сортировка и отправка на вторичную переработку использованных расходных материалов, уменьшение «карбонового следа» (объем углекислого газа и вредных выбросов, которые попадают в атмосферу в результате деятельности предприятия или человека) от деятельности компании в целом и каждого сотрудника в частности. Подсчитано, что сданная в макулатуру 1 т бумаги экономит 4 МВт электроэнергии, 29 тыс. л воды и предотвращает выброс в атмосферу 30 кг CO2, тогда как от компании сбор использованной бумаги требует лишь установки специальных бачков и проведения разъяснительной работы среди сотрудников.

К примеру, как отметил председатель совета корпорации «Оболонь» Сергей Блощаневич, установив систему раздельного сбора отходов, за год они сдают около 600 т макулатуры со своей главной производственной площадки. Технический директор компании Nemiroff Юрий Гладкий рассказывает, что только в 2009 г. на переработку отходов производственной и офисной деятельности они потратила свыше 140 тыс. грн. В результате сданные на 4,9 тыс. грн. 7 т макулатуры помогли сохранить 120 деревьев, 28 МВт-час электроэнергии, более 200 тыс. л воды и воспрепятствовать выбросу в атмосферу порядка 200 кг углекислого газа.

Внедрение дружественных к экологической среде норм работы офиса не приносит моментальной прибыли, как это происходит в случае с экономией ресурсов. Более того, нередко они требуют от компании немалых затрат. В то же время значение бережного отношения к природе переоценить сложно, так как «сознательность» предприятия в этом вопросе воспринимается обществом как признак его социальной зрелости и ответственности.

Чтобы внедрить природозащитные и в тоже время экономные технологии одного желания менеджмента компании недостаточно. Проводя разъяснительные беседы, тренинги с персоналом можно добиться максимальной экономии энергоресурсов, бумаги.

Подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы:

  1. В современных условиях экономия внутренних ресурсов, к которым в первую очередь относятся электроэнергия, тепло и расходные материалы, в управленческих структурах является важным фактором эффективной деятельности промышленных предприятий.

  2. Целесообразно при расчете эффективности работы предприятия учитывать экономию ресурсов в управленческих структурах.

  3. Политика разумной экономии ресурсов позволит улучшить экологическую ситуацию в стране.

Литература:

  1. Основы экологии и экономика природопользования: Учеб./ О.С. Шимова, Н.К. Соколовский, 2-е изд. – Мн.:БГЭУ, 2002, - 367 с.

  2. http://ua.ukrrudprom.ua/digest/Ekonomit_stalo_modno.html //Деловая столица, №23, 7 июня 2010. Опубликовано 10 июня 2010 года - Людмила КСЕНЗ

  3. http://www.be-in.ru/people/21267-green_office/

Научный руководитель: Каменева Зоя Викторовна