Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫЗ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Елена Игнатович (Петрозаводск, Российская Федерация)

В последние годы в российской системе образования происходят серьезные содержательные, технологические, управленческие изменения, требующие нового качества подготовки и профессионального развития управленческих и педагогических кадров. Задача модернизации педагогического образования становится одной из ключевых в выстраивании маршрутов дальнейшего развития сферы образования в целом, и региональных образовательных систем в частности.

Потребности в кардинальных изменениях системы педагогического образования связаны как с внешними, так и с внутренними факторами. Традиционно сложившаяся ещё в советский период система педагогических вузов, институтов повышения квалификации педагогических работников и педагогических училищ (техникумов, колледжей) сегодня вступает в серьезное противоречие с социально-экономическими реалиями, так как не справляется с государственно-общественными заказом на педагогического работника, готового работать в условиях инновационной экономики.

Причины неготовности видятся не только в кадровом обеспечении региональных систем педагогического образования, но и в её долгой закрытости по отношению к действующей школе, в отсутствии действенных механизмов взаимосвязи, взаимообусловленности теории и практики. За последние 15 лет в школьном образовании произошли серьезные изменения, многие из которых ещё (или уже) не стали предметом серьезного научно-педагогического обобщения, имеют статус частных педагогических концепций, подходов, методик. С одной стороны, в региональных системах педагогического образования не хватает научно-педагогических кадров; у педагогических работников недостаточно сформированы методические и методологические компетенции. С другой стороны, не сформированы действенные механизмы проектирования и обобщения школьных инноваций, недостаточно разработан инструментарий по выявлению и оценке инновационной деятельности педагога.

Ещё одна проблема, затрагивающая как внутренние, так и внешние факторы торможения развития системы педагогического образования, связана с отсутствием престижа профессии учителя. Как следствие, в системе высшего педагогического образования наблюдается так называемый «двойной негативный отбор», когда в педагогические вузы поступают абитуриенты с наименьшим количеством проходных баллов по ЕГЭ, а лучшие выпускники не идут работать в школу. Эта картина усугубляется, когда речь идёт о педагогических колледжах (техникумах), в которые поступают те, кто по каким-либо причинам не смог или в будущем не сможет поступить в вуз. Как и в педвузах, лучшие выпускники системы среднего профессионально-педагогического образования, как правило, редко связывают свою будущую карьеру со сферой образования.

Отсутствуют действующие и действенные механизмы профессионального развития педагогов. Традиционная система 72-часовых курсов повышения квалификации, ориентированных в основном на теоретические знания, переживает острый кризис в связи с тем, что эта форма больше не удовлетворяет образовательные потребности педагогов в профессиональном развитии. Вместе с тем, в последние годы интенсивного развития инновационной образовательной среды наблюдается рост потребности педагогов в выстраивании индивидуальных маршрутов профессионального самосовершенствования.

Ещё одно важное противоречие, которое является одним из ключевых в торможении развития системы педагогического образования, связано с развитием его инновационной инфраструктуры и информационно-образовательной среды. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование», реализуемого с 2006 года, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 были реализованы важные направления инновационного развития школьных инфраструктур. Педагогические вузы и ссузы остались в стороне, не получили в рамках проекта ресурсы, ставшие доступными для школ, например, коллекции цифровых образовательных ресурсов, программное обеспечение, инструменты по их созданию и мн. др. Таким образом, не имея необходимого оборудования, других ресурсов педагогические вузы, ссузы не могли в полной мере реализовывать задачи подготовки востребованных педагогических кадров для современной школы.

Выше обозначена лишь часть ключевых проблем, характерных для современной российской системы педагогического образования, решение которых лежит в плоскости проектирования новой инновационной системы профессиональной подготовки и развития педагогических кадров. Изменения должны коснуться всех компонентов системы:

  • содержания программ, технологий организации образования;

  • методов, форм, технологий профессиональной подготовки и развития педагогических кадров;

  • кадрового обеспечения системы педагогического образования; создания условий для профессионального развития научно-педагогических работников;

  • инновационной инфраструктуры системы педагогического образования.

Предполагается, что содержательные изменения будут реализованы в системе педагогического образования через введение федеральных государственных образовательных стандартов и уровневой системы обучения. В основных образовательных программах бакалавров и магистров педагогического образования усиливается психолого-педагогическая, методическая составляющая, перераспределяются акценты. Если ранее выпускники классических и педагогических вузов получали схожее образование в части предметной области, то теперь это разные программы и, соответственно, разный уровень подготовки. Введение уровневой системы вводит и негласное соответствие уровня высшего образования цензу общего образования – так предполагается, что в профильной школе смогут работать только магистры педагогического образования, что, несомненно, будет работать на повышение качества обоих подсистем.

Двухуровневая модель позволит не только дифференцировать содержание педагогического образования, но и выйти на создание новых профессиональных маршрутов для выпускников со степенью бакалавра. Это и механизм подготовки востребованных кадров, в частности, руководителей образовательных учреждений.

В связи с введением двухуровневой системы высшего профессионально-педагогического образования и наличием профессиональных образовательных программ среднего профессионально-педагогического образования, одной из приоритетных задач в развитии региональных профессионально-педагогических систем становится выстраивание механизмов взаимодействия региональных образовательных учреждений СПО, ВПО, повышения квалификации и федеральных педагогических вузов; преодоление проблемы межбюджетных отношений; организация полноценной преемственности образовательных программ, реализации сетевых профессиональных образовательных программ; формирование запроса на актуальные направления, профили подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников. Важным представляется и определение образовательной ниши каждого учреждения педагогического образования. В чем ниша выпускников педагогических колледжей и техникумов (дошкольное образование, тренеры, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы и др.). Как выстроить сетевую модель взаимодействия образовательных учреждений в пространстве последипломного профессионального развития педагогических кадров?

Огромное значение в развитии региональных систем педагогического образования начинают играть программы профессиональной переподготовки, которые могут стать действенным инструментом решения кадровых проблем в образовательных учреждениях, в том числе профессионального развития инновационных и управленческих кадров.

Реализация программ профессиональной переподготовки позволят выпускнику педагогического вуза, ссуза, работающему педагогическому работнику либо освоить новую предметную область (например, бакалавр образования по профилю «математика» освоил программу профессиональной переподготовки «Преподавание информатики в 5-9хх классах» и т.п.); осваивать новые востребованные виды деятельности, например педагог-библиотекарь; социальный педагог, тьютор и др. В действующем Едином квалификационной справочнике (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 20 педагогических должностей Не все они представлены в системе профессионально-педагогического образования основными профессиональными образовательными программами: учитель; преподаватель; педагог-организатор; социальный педагог; учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед); педагог-психолог; воспитатель; тьютор; старший вожатый; педагог дополнительного образования; музыкальный руководитель; концертмейстер; руководитель физического воспитания; инструктор по физической культуре; методист; инструктор-методист; инструктор по труду; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; тренер-преподаватель; мастер производственного обучения.

Таким образом, в региональных моделях педагогического образования должны выстраиваться условия для реализации вариативных индивидуальных образовательных маршрутов педагогов:

  • «педагогический» бакалавриат – профессионально-педагогическая деятельность – система профессионального развития через ДПО;

  • «педагогический» бакалавриат – «педагогическая» магистратура - профессионально-педагогическая деятельность в старшей; профильной школе, системе профессионального образования – система профессионального развития через ДПО;

  • «педагогический» бакалавриат – «педагогическая» магистратура – «педагогическая» аспирантура – начно-педагогическая деятельность – система профессионального развития через ДПО;

  • др.

Развитие региональных систем педагогического образования должно идти не только в сторону постдипломного и дополнительного, но и сторону предпрофессионального, профильного обучения. В этом нам видится одно из решений проблемы престижа педагогической профессии, отработки механизма отбора кадров для системы образования. Пересмотр функций педагогических образовательных учреждений, открытие педагогических школ-интернатов для одаренных детей на базе педагогических колледжей и техникумов, реализация сетевых профильных социально-гуманитарных программ для школьников региона – меры, которые реально реализовать на уровне регионов и областей.

Сетевая модель непрерывного педагогического образования в регионе, как основа для инновационного преобразования уже сложившейся системы, должна включить в себя не только традиционные образовательные учреждения, но и существенно расширить свои рамки через включение инновационных образовательных площадок, образовательных учреждений, успешно накапливающих инновационный опыт для организации различного вида практик, стажировок как студентов педагогических ссузов, вузов, так и работающих педагогов, руководителей образовательных учреждений.

В сетевые региональные модели должен быть включен и некоммерческий сектор. Автономные некоммерческие организации, общественные объединения, работающие на развитие системы образования, могут выступить частью регионального механизма общественно-профессиональной аккредитации программ основного и дополнительного профессионально-педагогического образования, авторских методик, технологий; сертификации педагогических и управленческих работников, стать партнёрами инновационных проектов в образовании и мн. др. Социально-образовательные эффекты такого взаимодействия благотворно повлияют на развитие системы образования в целом.

Одна из существенных проблем, которая препятствует созданию эффективной системы непрерывного профессионально-педагогического образования – это проблема профессионального развития научно-педагогических кадров, реализующих программы основного и дополнительного профессионального образования, то есть создание системы подготовки научно-педагогических кадров на инновационной платформе. Есть определенная проблема, когда те, кто не работает в системе общего образования, учат тех, кто в ней работает. На наш взгляд, есть два продуктивных пути решения этой проблемы: 1. Включить научно-педагогические кадры системы профессионального образования (в том числе дополнительного) в «школьные» процессы в разных ролях (кроме экспертной); 2. Включить не менее 25% практиков в систему подготовки студентов и профессионального развития педагогических кадров с участием на всех уровнях жизнедеятельности образовательного учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Как быть с научно-педагогическими кадрами? Инструментально-технологическое решение этой проблемы лежит в непрерывном участии в проектировочной и экспериментальной деятельности на образовательных площадках, обобщении инновационного опыта, описании устойчивых и эффективных педагогических, образовательных моделей, технологий, методик, проектирование учебных курсов и их дальнейшая реализация. Этот процесс должен получить некий новый технологический уровень, сам стать моделью постоянного профессионального развития «высших» педагогических кадров.