Автор:
Мольдир Хасенова (Усть-Каменогорск, Казахстан)
Водное право Республики Казахстан - как неотъемлемая составная часть всей нашей правовой системы, оно возникло, сложилось и крепло вместе с установлением и развитием новой, национальной государственности [1].
В своем развитии водное право РК прошло три главных этапа. Первый этап, охватывает период от победы Великой Октябрьской революции и установления Советской власти до победы социализма, преобразования Казахской АССР в союзную республику и принятия Конституции Казахской ССР. Это период возникновения, становления и создания водного права Казахской ССР.
Второй этап охватывает период от победы социализма и преобразования АССР в союзную республику до развала СССР.
Третьи этап начинается с обретения Республики Казахстан независимости до наших дней.
На первом этапе водные отношения в Казахстане регулировались водно-правовыми актами, изданными или санкционированными соответствующими органами как самой республики и Союза ССР, так и РСФСР и Туркестанской АССР. Это объясняется тем, что Казахская АССР в то время состояла в составе Российской Федерации, а ряд ее областей (до 1924 года) - в составе Туркестанской АССР.
Главными задачами водного права Казахской республики в период ее автономии являлись:
осуществление национализации водных ресурсов и закрепление права исключительной государственной собственности на них;
подавление сопротивления свергнутых классов, пытавшихся сорвать водную политику Советской власти, чтобы подорвать основы национализации водных ресурсов и тем самым восстановить и сохранить прежние порядки водопользования и охраны водных ресурсов;
ликвидация наследия и остатков колонизаторской политики царского правительства в водном вопросе и организации водного хозяйства;
введение, развитие и укрепление коллективных, плановых и иных социалистических начал в организацию и ведение водного хозяйства, в использование и охрану водных ресурсов, строительство и эксплуатацию водохозяйственных сооружений и устройств;
организация комплексного, наиболее рационального использования водных ресурсов и их всесторонней охраны, а также борьба с вредными воздействиями вод;
установление, развитие и укрепление межреспубликанских, межнациональных водохозяйственных отношений, отношений по использованию и охране межреспубликанских водных источников, по строительству и эксплуатации межреспубликанских, межнациональных водных систем и сооружений;
установление, развитие и укрепление социалистической законности и правопорядка в ведении водного хозяйства, использовании и охране водных ресурсов, строительстве и эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;
защита и охрана прав и интересов хозяйств - водопользователей и водопотребителей;
борьба с нарушениями основ советского водного законодательства и социалистической водной дисциплины.
Второй этап охватывает период от победы социализма и преобразования Казахской АССР в союзную республику до наших дней. На этом этапе водное право Казахской ССР получает прочную юридическую базу. Оно развивается и совершенствуется на основе Конституции Казахской ССР 1937 года. С тех пор регулирование водных отношений, возникающих в Казахстане в процессе организации и ведения водного хозяйства, использования и охраны водных ресурсов, строительства и эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, базируется только на общесоюзном и республиканском водном законодательстве.
Для второго этапа развития водного права Казахской ССР характерно все большее обособление водного права от других отраслей советского социалистического права. Расширяя и углубляя сферу своего влияния на все стороны водных отношений, оно выделяется в самостоятельную отрасль. Вследствие этого возникает и успешно решается проблема кодификации республиканского водного законодательства.
На этом этапе главные задачи водного права Казахской ССР заключались в основном:
в развитии и умножении водных богатств республики и расширении водохозяйственного строительства;
в усовершенствовании организации и ведения водного хозяйства, в комплексном, наиболее полном, использовании и всесторонней охране водных ресурсов и надлежащей эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;
в усилении охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и преждевременного истощения, а также усилении борьбы с вредным воздействием вод;
в расширении прав и обязанностей хозяйств - водопользователей по использованию и охране водных ресурсов, строительству и эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;
в упрочении основ советского водного законодательства и социалистической водной дисциплины, расширении участия общественности в борьбе с нарушениями правил социалистического водопользования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных сооружений;
в комплексном, наиболее полном, регулировании водных отношений;
в расширении и упрочении межреспубликанских водохозяйственных отношений, отношений по использованию и охране межреспубликанских водных источников, по строительству и эксплуатации межреспубликанских водохозяйственных сооружений и устройств[2; с. 175-177].
Из изложенного следует, что водное право Казахской ССР как самостоятельная область законодательной деятельности, особая совокупность специальных водно-правовых норм и правил, все время развивалось и совершенствовалось, наполняясь все новым содержанием, активизируя свою творческую роль в организации и ведении водного хозяйства [2; с. 208].
Первый Водный кодекс КазССР был принят 1972 году: несомненно, он олицетворял большой прогресс казахстанского водного права. В его содержании почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему экологических правоотношений в КазССР и функционировала исправно [3; с. 4].
К рассмотренным этапам развития водного права можно добавить третьи этап – формирование и развитие водного после приобретения Казахстана независимости.
В 1991 г. экологическое и водное законодательство были построено на законодательстве Советского Союза. Целевые государственные декларации по защите водных ресурсов от истощения и загрязнения появились относительно недавно – с принятием Основ водного законодательства бывшего СССР и Казахской ССР. В то время действовал Водный кодекс КазССР с 1972 г. [4] ст. 4 закреплялась исключительная государственная собственность на воды, которые являлись всенародным достоянием. В ст. 32 ВК КазССР закреплялось преимущественное предоставление водных объектов для нужд населения [5; с.44].
Законодательной базой в области водных отношений Республики Казахстан стал Водный кодекс 1993 г. [6]. В Водном кодексе 1993 г. предусмотрена компетенция Правительства и Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК [5; с.45].
Со времени принятия Водного кодекса 1993 года были приняты базовые законодательные акты, регулирующие экономические, экологические, правовые и социальные отношения в стране, такие как Гражданский Кодекс, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Налоговый кодекс, Законы Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» и многие другие.
С учетом вышесказанного была разработана новая редакция Водного кодекса. Разработчиками анализировались водные законодательства и другие правовые акты ряда государств: Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, России, Франции, а также учитывались международные нормы водного права.
Водный кодекс Республики Казахстан принятый 9 июля 2003 г. [7], характеризует начало очередного этапа развития водных преобразований в условиях рынка.
Важность Водного кодекса принятого Парламентом Республики Казахстан и подписанного Главой государства 9 июля 2003 года очевидна. Его принятие дала возможность устранить имеющиеся противоречия между реальной ситуацией, сложившейся сегодня в водном хозяйстве страны и ныне действующей, но уже устаревшей законодательной базой в этой сфере.
В то же время, в Водном кодексе сохранены основополагающие принципы прежнего кодекса. Прежде всего, следует отметить, что водный фонд, т. е. все водные объекты и воды, находящиеся в них, как это указано в Конституции страны, отнесены к исключительной собственности государства. Это: реки; приравненные к ним каналы; озера; ледники; подземные воды; территориальные воды Каспийского и Аральского морей.
В Кодексе также сохранен бассейновый принцип управления водным фондом. Но, при этом, усилены права и полномочия бассейновых водохозяйственных управлений.
Важным новшеством, влияющим на деятельность Комитета является то, что в Кодексе произведено разделение государственных функций от хозяйственных. Осуществление контрольно-надзорных функций будет входит в прерогативу уполномоченного государственного органа в области использования и охраны водного фонда и его бассейновых управлений. В связи с этим в Кодексе статьей 40 четко указаны функции Бассейновых водохозяйственных управлений (БВУ).
В целях усовершенствования управления гидромелиоративными системами на межхозяйственном уровне 8 апреля 2003 года принят Закон Республики Казахстан «О сельском потребительском кооперативе водопользователей».
Наряду с вышеуказанными основными моментами, Кодекс предусматривает усиление нормативной базы водного хозяйства, ужесточение государственного контроля над процессом водопользования.
Лицензирование и специальное разрешение не распространяется на изъятие подземных вод для хозяйственно-питьевых и производственно-технических целей из шахтных колодцев и одиночных скважин глубиной до 20 метров, с объемами изъятия до 50 кубических метров в сутки, т. е. данные объекты предоставляется на правах общего водопользования. Кроме того, использование подземных вод для хозяйственно-питьевых и производственных целей с объемами изъятия до 2000 кубических метров в сутки выводится из контрактных условий недропользования, и будет осуществляться на основании разрешений на правах специального водопользования, что намного упростит получение прав водопользования на подземные водные объекты.
В кодексе осуществлена экологизация водного права: обоснованы приоритеты экологических требований в области использования и охраны водного фонда, определены водные объекты особого государственного значения, оказывающие доминирующие влияние на окружающую среду.
Кроме того, кодексом предусматривается научное сопровождение и инновационно-информационное обеспечение в области использования и охраны водного фонда, а также расширен и приведен в соответствие с международным водным правом раздел проекта, посвященный международному сотрудничеству в области водных отношений и использования трансграничных вод.
И, наконец, водным законодательством определены основные направления, принципы и механизмы международного сотрудничества в области использования и охраны трансграничных вод, что позволит нам решить данный вопрос цивилизованными методами в рамках международного водного права [8].
Таким образом, мы рассмотрели генезис развития водного законодательства Республики Казахстан.
Литература:
-
-
Байсалов С.Б. Водное право Казахской ССР. - Алма-Ата, 1966. - 396 с.
-
-
-
- Водный кодекс Республики Казахстан 1993 года от 31 марта 1993 года №2061- XII // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2003. - № 17. - Ст.141.
- Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481-II // Казахстанская правда. – 2003, июль –17. – № 206-207.
-