Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОДГОТОВКА «ДОМАШНЕГО» РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Автор: 
Ирина Буршит (Таганрог, Россия)

В современном мире дошкольное детство рассматривается как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития государства, «как самобытная целостность и выход в пространство социальных общностей» [4, с. 3].

Поиски в этом направлении показывают, что ключ к пониманию личности дошкольника находится не в сфере его индивидуального сознания, не в безличном описании его деятельности, а в системе общественных отношений, мире значимых для него людей, в социальных группах.

В последние годы многие исследователи (М.М.Безруких, Г.А.Дорофеева, М.И.Степанова и др.) констатируют интенсивное увеличение числа учащихся первых классов с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к новым социальным условиям. Особенно эта проблема характерна для детей, не посещавших детский сад. В связи с этим особую роль приобретают вопросы организации специальной предшкольной подготовки данной категории детей.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка и даже всей семьи: она подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Первые дни в школе особенно трудны для детей, не готовых к систематическому обучению. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой, ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению со здоровья, психоневрологическим расстройствам.

Исследования, проводимые М.М.Безруких, Л.М.Денякиной, И.К.Кряжевой, Е.Е.Кравцовой, многолетний опыт работы с «домашними» детьми в группах кратковременного пребывания в рамках областной площадки по организации предшкольного образования позволяет констатировать, что большая часть родителей детей, не охваченных дошкольным образованием, так или иначе уделяют внимание развитию интеллектуальной сферы своих детей, как единственному с их точки зрения критерию готовности к школе. В то же время родители не придают значения развитию умения сопереживать, общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать себя адекватно.

По данным проводившегося нами исследования, в котором принимали участие учителя начальных классов Ростовской области (257 чел. - 2000 г., 354 чел. - 2007 г., 326 чел.- 2010 г.), дети, не посещающие ДОУ, испытывают значительные трудности адаптации к обучению в школе. В среднем, 82% респондентов указали, что дети, посещавшие ранее ДОУ, школы раннего развития, и дети, не посещающие ДОУ, по-разному «входят» в новую социальную ситуацию развития, связанную с поступлением в первый класс массовой школы. Это обусловлено различиями в протекании дошкольного периода. 54% опрошенных в 2000 г., 76% - в 2007 г., 82% - в 2010 г., показали, что дефицит общения с «чужими» взрослыми и сверстниками, бессистемное приобретение знаний и представлений об окружающем мире детьми, не посещающими ДОУ, препятствуют актуализации потенциальных возможностей их психического развития.

Около 44% респондентов в 2000 г., 65% - в 2007 г., 72% - в 2010 г. отметили, что к концу периода адаптации к школьной жизни (конец первой - начало второй четверти) дети, не посещавшие ДОУ, и дети, получившие дошкольное образование, приходят с различным уровнем социальной, личностной и эмоциональной готовности. Для детей, не посещавших ДОУ, характерны признаки, затрудняющие адаптацию в школе: низкий социальный статус, низкая самооценка, повышенная тревожность. В начальной школе дети с подобными нарушениями вынуждены затрачивать большое количество сил, энергии, физического и душевного здоровья на выстраивание отношений со сверстниками и взрослыми, формирование адекватной самооценки и др.

Исходя из этого, для разработки программы формирования готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ, необходимо, в первую очередь, учитывать риски, затрудняющие ее формирование. Как показывают результаты многолетнего психолого-педагогического мониторинга, проводимого в первых классах, существует три наиболее выраженные группы затруднений «домашних» детей: 1) неумение общаться; 2) неадекватная (низкая или слишком завышенная) самооценка; 3) эмоциональное неблагополучие, проявляющее себя как неустойчивость эмоциональной сферы.

Многие дети, не посещающие ДОУ, не имеют опыта общения, поскольку большую часть времени проводят с одним взрослым. Чаще общение им заменяют многочасовые просмотры телепередач или компьютерные игры. В результате наносится ущерб как социальному, личностному, так и эмоциональному развитию.

Неадекватность самооценки – следующая группа затруднений, мешающих формированию готовности ребенка к школе. Как показывают исследования М.М.Безруких, адекватная самооценка – большая редкость у современных детей. Это связано, с одной стороны, с невозможностью большого числа «домашних» детей иметь широкий круг общения со сверстниками (отсутствие условий для формирования самооценки в детском коллективе через игровую деятельность) и чужими взрослыми (отсутствие условий для объективной оценки действий ребенка), с другой стороны, – с распространенным подходом к организации подготовки к школе, когда упор делается только на развитие интеллектуальной сферы. Тогда как для педагогов и психологов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его школьные поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение, во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в себе. Исходя из этого, становится очевидным, что при организации учебно–воспитательного процесса с детьми, не охваченными дошкольным образованием, особое внимание необходимо уделять формированию адекватной самооценки.

Эмоциональное неблагополучие – третья группа затруднений «домашних» детей при переходе их в статус учеников. Эмоциональная устойчивость, эмоциональное благополучие старшего дошкольника понимается как уменьшение импульсивных реакций, наличие способности преодолевать естественно возникающее чувство школьной тревожности, определенный уровень эмоциональной устойчивости. Отечественные ученые, психологи, педагоги (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, Г.А.Данюшевская, Н.М.Трофимова, др.) в своих исследованиях показали, что зачастую нарушения эмоциональной сферы оказываются более критичными для учебы, чем нарушения познавательных процессов.

Именно общение ребенка со сверстниками и со взрослыми (родными и чужими) является необходимым и достаточным условием как для формирования самосознания, так и для развития эмоций и чувств дошкольника. Целенаправленно организованное общение со сверстниками и чужими взрослыми (учителями, воспитателями) приводит к изменениям структуры эмоциональных реакций: эмоциональный фон восприятия становится более спокойным, а эмоциональные процессы более управляемыми. В общей структуре поведения ребенка меняется функциональное место аффекта: ребенок, активно общающийся со сверстниками и чужими взрослыми, способен предвидеть отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение).

Исследования отечественных ученых показывают, что «недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, воображения в дальнейшем практически не компенсируется даже специальной коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на личностном развитии ребенка (т.е. проблема «трудных детей» закладывается на дошкольном этапе).

Диагностика, проводимая в группах кратковременного пребывания, показывает, что свыше 30% детей имеют проблемы в социально-личностной сфере. Следовательно, опора только на наличие тех или иных знаний у детей не дает возможности кардинально решить вопрос, связанный с подготовкой к школе детей, не посещающих ДОУ, Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками и чужими взрослыми – залог успешной подготовки к школе.

Таким образом, многолетняя работа с «домашними детьми» показала, что готовность к школе – это нечто большее, чем просто развитие физических, интеллектуальных и творческих способностей. Поэтому в региональной авторской программе «ДАР: Дошкольник. Адаптация. Развитие», прошедшей экспертизу в Академии ПК и ППРО (г. Москва) и используемой педагогами для работы с «домашними» детьми в 14-ти территориях Ростовской области, наряду с развитием интеллектуальной и творческой сфер особое значение придается развитию социально- личностного компонента готовности к школе. При этом, для решения поставленных задач не разрабатывается отдельный образовательный курс. Каждое занятие («Веселые кубики», «Смекалочка», «Игралочка», «Волшебная кисточка» и др.) разрабатывается комплексно. Многолетний опыт работы с детьми данной категории дает нам право утверждать, что проблему могут решить не отдельно взятые программы по учебным предметам плюс дополнительные курсы по развитию эмоциональной сферы, сферы общения и т.д., а программы, предполагающие на каждом занятии по развитию речи, развитию математических представлений, ИЗО, динамическом занятии и др. решать проблемы детей, не охваченных дошкольным образованием, в комплексе.

Комплексный подход предполагает: объединение всех учебных предметов единым тематическим содержанием с предложением сценариев каждого занятия (8 тем: 1.Здравствуй, школа; 2. Дружная семья; 3. Природа вокруг нас; 4. Языки общения; 5. Я и мои друзья; 6. Сохрани своё здоровье сам; 7. Эти мудрые сказки; 8. Я – маленький гражданин Приазовья; 9. Здравствуй, школа (продолжение раздела №1, охватывает последнюю неделю занятий); построение единой структуры занятий для всех учебных предметов, проработка одной и той же сказки на всех предметах одновременно, использование так называемого минимума обязательных народных и классических сказок, включение в каждое занятие упражнений, формирующих социально-личностную сферу, путешествие по «Царству загадок», опора на игру и на групповую работу, единые требования к подбору содержания, единые принципы, подходы, требования к развивающей среде и др.

Таким образом, содержательно каждое занятие по программе «ДАР» представляет игровую деятельность на основе одной выбранной сказки в сочетании с развивающей когнитивной основой.

Наша концепция подготовки к школе детей, не посещающих ДОУ, дает основание утверждать, что в течение всего лишь одного учебного года возможно создать условия, при которых ребенок, не охваченный до этого дошкольным образованием, сможет получить то развитие, которое позволит ему легко адаптироваться на этапе перехода в статус ученика и быть успешным на протяжении всего обучения в начальной школе, а также – что немаловажно - повышает статус и значимость школы в глазах родителей.

 

Литература:

  1. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?- М.: Вентана - Граф, 2002.

  2. Денякина Л.М. О разработке единых требований к содержанию дошкольного образования // Методист. – 2007. – № 6. (в соавт. Н.А. Песняева).

  3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997. -224с.

  4. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: монография,/М.В. Корепанова. —Волгоград: Перемена, 2001.-240 с.

  5. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М., 1991. -152с.

  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с. - С.142.

  7. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста.— Л., 1998.

  8. Парамонова Л. Дошкольное образование и его качество: Новые подходы к проблеме. – М.: Чистые пруды, 2009. – 39 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 30).