Автор:
Анна Виневская (Таганрог, Россия)
Сегодня одной из актуальных задач образования является задача подготовки человека новой, современной формации, способного соответствовать новым требованиям, создать общество, в котором возможно объединение таких составляющих, которые еще 20-30 лет назад воспринимались, по меньшей мере, фантастично. Речь в данном случае идет о способности и возможности современного человека быстро и полно интегрироваться в меняющееся образовательное и информационное пространство, о развитии самого человека, его самобытной индивидуальности, способности к творчеству.
В современном мире также обострилось основное противоречие сложившейся системы образования между ускоренным темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения отдельно взятым человеком. Данное обстоятельство заставляет педагогическую теорию отказаться от прежней парадигмы и педагогического идеала – всестороннего развития личности, и начать рассматривать новую парадигму образования развитие способностей и качеств человека и их максимально полную реализацию в социуме. Именно эти составляющие могут рассматриваться в системе образования как ведущие субъективные условия успешной интеграции в социуме и предпосылки профессиональной мобильности, поскольку они, хотя и не составляют имеющиеся у человека знания, умения, навыки и компетенции, но обнаруживаются в том, насколько быстро, глубоко и прочно человек овладел способами и приемами деятельности. Таким образом, актуальной и востребованной в современном образовании становится социальная и профессиональная мобильность личности.
Мобильность – понятие, которое используется сегодня не только в социологии, но и в науке, и технике. Изначально оно обозначало возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и включению в какую-либо деятельность. Широко известно такое понятие, как «социальная мобильность», которая обозначает переход людей из одних общественных групп в другие. Это понятие, уже в более сокращенном виде стало использоваться и педагогами, т.е. актуальным стало явление мобильности в образовании. Совершенствование учебного процесса в педагогическом вузе с целью обеспечения подготовки компетентных профессионально мобильных кадров для работы в современной инновационной школе предполагает разработку вопросов, связанных с определением понятия «профессиональная мобильность», выделением связей этого понятия с компетенциями бакалавра и магистра, рассмотрением особенностей профессиональной мобильности выпускников – будущих педагогов.
Таким образом, профессиональная мобильность педагога – это не просто декларируемая образовательная стратегия, она порождена временем и является отражением мировых образовательных тенденций, а готовность к мобильности является как условием, так и следствием происходящих сегодня в мире интеграционных процессов. Мы полагаем, что профессиональная мобильность педагога, ее формирование и развитие в педагогическом вузе – это существенная педагогическая проблема. На современном этапе развития общества ее решение является необходимой предпосылкой для успешного развития современной образовательной системы и, соответственно, экономического роста всего общества. Успех современного образования определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия. Государству, обществу необходим такой бакалавр педагогического образования, который способен гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда [3, с. 23]. Старый опыт в новых условиях может оказаться не только бесполезным, но даже вредным. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям и к ситуации в регионе в целом. Как отмечала в своей работе Горюнова Л. В., в сфере образования России накопился ряд системных проблем: 1. Зауженная образовательная мобильность (нет образовательного пространства, по которому можно перемещаться; ни школьники, ни студенты не имеют возможности перемещаться по стране и погружаться в разные ситуации). 2. Устаревшая технологическая инфраструктура. 3. Кадры: лишь 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения. 4. Образование это огромная инерционная система, в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия. 5. Цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни отстает от идущих в обществе процессов и не может найти новые формы своего функционирования [6, с. 12]. По признанию специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку ежегодно, по подсчетам американских ученых, специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний [5, с. 7].
Сегодня речь идет о подготовке и развитии личности бакалавра специального образования, способной самостоятельно найти пути самореализации и самосовершенствования, благополучно миновать периоды профессиональных кризисов, не поддаться маргинализации сознания [3]. Именно такая личность способна не только к саморазвитию и самоактуализации, но и к социализации ребенка, помощи в освоении им социокультурного опыта, в создании условий для его самореализации в обществе. И прежде всего это касается помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а вследствие этого, особые образовательные потребности. В этой связи развитие профессиональной мобильности будущего педагога специального образования становится актуальнейшей задачей профессионального образования в России, а сама мобильная личность выступает как целевой ориентир современного образования.
В контексте социальных изменений меняется и само образование. Уже сегодня на всех своих уровнях оно ориентируется на формирование и развитие мобильных качеств личности и создание условий для социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность бакалавра специального образования, готового к реализации своего потенциала должна быть направлена на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.
При наличии различных взглядов на рассматриваемую нами проблему мнения исследователей сходятся в том, что профессиональная мобильность поддается целенаправленному развитию, а также саморазвитию при соответствующем педагогическом сопровождении этого процесса. Основанием для такого утверждения является то, что, по мнению большинства исследователей, профессиональная мобильность педагога может быть введена в систему основополагающих ценностей личности как ценность терминальная, базовая и ценность инструментальная, направляющая деятельность и действия педагога на эффективное решение профессиональных и жизненных задач [1, с. 35]. При этом многие исследователи определяют мобильность как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в ее структуре в виде ценностно-смыслового конструкта, создающего в определенные моменты жизни виды, типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды. Профессиональная мобильность специалиста, рассматриваемая в своей сущности как экзистенциальная ориентация личности, при организации соответствующего образовательного процесса профессионального образования может трансформироваться в интегративное качество личности, которое в условиях профессиональной деятельности проявляется в виде потенциальной и актуальной мобильности личности [2].
Зримым проявлением актуальной мобильности педагога является мобилизация им внешних и внутренних ресурсов профессиональной деятельности: разработка и создание необходимых для успешного осуществления деятельности педагогических условий; реорганизация методической и содержательно-технологической базы деятельности; внедрение и генерация инноваций; построение эффективных отношений в пространстве профессиональной деятельности. Проявляясь только лишь в деятельности, актуальная мобильность выступает как интегративное образование, вбирающее в себя личностные и деятельностные составляющие, которые существуют и развиваются в единстве, взаимно обусловливая друг друга [1].
Современной России нужны специалисты, умеющие и желающие учиться и адаптироваться к новым условиям. С целью выявления потребностей и возможностей современных бакалавров к постоянному профессиональному совершенствованию и изменению профессиональной деятельности нами было проведено анкетирование бакалавров специального образования в Таганрогском государственном педагогическом институте имени А.П.Чехова. Около 60% будущих бакалавров специального образования не знают, чего они хотели бы добиться в своей профессии в ближайшие годы после окончания вуза, т.е. более половины опрошенных не определились в направлении и не имеют конкретной цели своего профессионального развития, 30% опрошенных не хотят изменять род своей профессиональной деятельности и удовлетворены выбором профессии, а 10% с трудом осваивают обучение в вузе. Таким образом, мы видим, что около половины бакалавров не имеют опыта осуществления внутренней профессиональной мобильности. Именно по этой причине около 80% респондентов отметили, что не хотят никакого продвижения в профессиональном плане, а 75% хотели бы заняться новым творческим делом, но для этого у них нет возможностей, свободного времени и должным образом не складываются обстоятельства. Следовательно, две трети опрошенных хотели бы быть активными участниками инновационных изменений в образовании, но они не владеют навыками изменения своей деятельности в профессии и уверены, что для изменений должны создаваться условия извне. Более половины опрошенных вообще не смогли оценить свою способность быстро и адекватно модифицировать профессиональную деятельность, хотя при этом почти полвина опрошенных – 50% считают, что максимально смогли бы себя реализовать своей будущей профессиональной деятельности. Около трети опрошенных уверены, что неправильно выбрали профессию. Они готовы ее поменять, но предполагают, что для этого не создано определенных условий, т.е. они желали бы проявить внешнюю профессиональную мобильность, но уверены что без посторонней помощи им это не удастся. Результаты анкетирования показали, что современный бакалавр нуждается в развитии проектировочных умений, направленных как на себя, так и на свою деятельность. Более половины готовы к осуществлению профессиональной мобильности как внутренней, так и внешней, но не имеют необходимых компетенций и не владеют технологией реализации себя в профессии. Все это требует пересмотра теории и практики подготовки бакалавра специального образования, обеспечения условий становления личности профессионала новой формации, способной к профессиональной мобильности в условиях интеграции.
Современный мир очень динамичен, новые сферы деятельности возникают очень часто, на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться.
Литература:
-
Амирова JI.A. Управляемое самообучение взрослых: практическая андро-гогика Текст.: учебное пособие для вузов / Л.А.Амирова. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2005. - 132с.
-
Амирова Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии реализации, векторы развития Текст. / ЛА.Амирова, З.А.Багишаев. -М.: РАО, 2004. -190с.
-
Бухарова Г.Д. Современное образование: тенденции и направления развития // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Автор-составитель Е.В.Ткаченко. — Екатеринбург: Изд-во УРО РАО, 2005.- 434 с.
-
Гаязов А.С. Семь проблем современного образования Текст. / А.С. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. - 246с.
-
Гордеева Н.Н. Индивидуализация практической подготовки будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности Текст. / Н.Н.Гордеева. — М.: Академия профессионального образования, 2001. — 193с.
-
Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис... докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006.- 44 с.
-
Технология профессионально-личностного развития будущего, учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении Текст. / под. ред. В.А.Сластенина, М., 2003. -176с.