Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Автор: 
Евгений Лопаткин (Таганрог, Россия)

Современные требования к подготовке учителя в условиях модернизации педагогического образования определяются в контексте компетентностного подхода и раскрываются через единство общекультурного, профессионального и социально-нравственного развития личности педагога.

Специалисты (А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.В.Хуторской и др.) отмечают, что компетентность педагога является комплексной характеристикой личности; включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения, опыт, практика), но и ее мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Ориентиром для профессионально-личностного становления будущих педагогов служит комплекс профессиональных и личностных качеств, характеризующих современного учителя: ярко выраженная гуманистическая позиция по отношению к детям, интеллигентность, духовная культура; высокий профессионализм, педагогическое творчество, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему. Личностно-профессиональный потенциал педагога раскрывается в условиях духовно-нравственного самообогащения, творческой самореализации и самоутверждения себя в жизни и профессии [1].

Компетентностный подход к образованию ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Актуализируя личностные смыслы и ценности образования, компетентностный подход обеспечивает приоритет в сознании обучающегося личностных целей и смыслов, одновременно выводя на более высокий уровень социальные ценности и социальные смыслы овладения системой компетентностей.

Особо подчеркнем, что подготовка современного учителя в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие учителя руководствуются в своем профессиональном выборе. В качестве ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания учителя, выступают ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социально-профессиональной сфере, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности в профессиональной деятельности, позволяющие осуществить самореализацию в профессионально-личностном становлении, удовлетворяющие потребность в продуктивном гуманистическом взаимодействии и общении с учащимися и коллегами и т.д.

В соответствии с государственным образовательным стандартом педагогического образования по направлению 050100 при изучении педагогических дисциплин выделяются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции выпускника.

Мы исследовали возможности курса «Введение в педагогическую деятельность», изучаемого в педагогическом вузе, в плане развития у будущих учителей следующих компетенций:

  • знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК);

  • знание историко-культурных ценностных и современных нормативно-правовых основ профессиональной педагогической деятельности (ОК);

  • осознание ценностно-смысловой природы педагогической деятельности в современном обществе (ОПК);

  • знание способов профессионального самопознания и саморазвития (ОПК);

  • умение получать, перерабатывать и осваивать педагогическую информацию из различных источников (в том числе, исторических, монографических, учебных, научно-популярных, художественных, публицистических и пр.) (ОПК);

  • умение проектировать индивидуальный маршрут в педагогическом образовании (ОПК);

  • владение способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны (ОПК);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК);

  • владение способами решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК);

  • способность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК);

  • умение организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК).

Развитие указанных компетенций/компетентностей осуществляется в процессе изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» через постановку и реализацию конкретных задач:

  • развитие ценностно-смыслового отношения к профессии педагога;

  • развитие потребности сотворить себя как педагога и как личность;

  • активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как будущего педагога;

  • развитие субъектности личности будущих педагогов как стержневого образования, что связано с развитием нравственной зрелости, активности, самостоятельности, рефлексивности;

  • развитие творческого потенциала личности, ориентированного на саморазвитие творческой индивидуальности в педагогической деятельности;

  • организация опыта общения, основанного на ценностях гражданско-правовой и духовно-нравственной культуры;

  • развитие профессионально значимых личностных качеств и свойств студента как индивидуальности.

Развитие компетентностей будущих педагогов в процессе освоения курса «Введение в педагогическую деятельность» основано на создании условий и ситуаций, побуждающих обучаемых к активности в учебе; организации обучения, базирующегося на личностно и ценностно-значимой учебной деятельности, ориентированной на профессию учителя; решении задач поисково-исследовательского характера.

Важно, чтобы образовательный процесс в вузе направлялся «изнутри» самой личностью, открывая наиболее благоприятные условия для самореализации. Поэтому изучение педагогической информации требовало использование активных методов, в числе которых:

  • анализ конкретных педагогических ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

  • проблемная лекция, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;

  • семинар-дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

  • работа над проектами, позволяющая обеспечить развитие творческого потенциала студентов.

Наша задача заключалась в том, чтобы интегрировать мотивацию непосредственную и опосредованную, внешнюю и внутреннюю в процессе изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» и других педагогических курсов, что потребовало определения конкретных задач деятельности преподавателей:

  • актуализация у будущих педагогов установки-мотивации на развитие чувства собственного достоинства и личной ответственности, как качеств, определяющих их профессионально-личностное становление, саморазвитие, самовоспитание;

  • ориентация на творческую учебно-профессиональную деятельность, связанную с разработкой инновационных проектов, направленных на повышение качества современного образования;

  • включение студента в создание среды, помогающей ему в реализации жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;

  • организация совместной деятельности и сотрудничества в различных формах (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач);

Таким образом, в процессе освоения курса «Введение в педагогическую деятельность» проектируется развитие компетенций, проявляющихся в способности и готовности: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; определять задачи обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, реализовать индивидуальную образовательную траекторию своего профессионально-личностного становления.

Задача профессорско-преподавательского коллектива состоит в том, чтобы стимулировать развитие таких ценностно-смысловых ориентаций студентов, которые определяют формирование будущего педагога с достаточно высоким уровнем развития профессионально-личностных компетенций и как человека культуры, гражданина и нравственной личности.

Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.