Автор:
Евгений Лопаткин (Таганрог, Россия)
Современные требования к подготовке учителя в условиях модернизации педагогического образования определяются в контексте компетентностного подхода и раскрываются через единство общекультурного, профессионального и социально-нравственного развития личности педагога.
Специалисты (А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.В.Хуторской и др.) отмечают, что компетентность педагога является комплексной характеристикой личности; включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения, опыт, практика), но и ее мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Ориентиром для профессионально-личностного становления будущих педагогов служит комплекс профессиональных и личностных качеств, характеризующих современного учителя: ярко выраженная гуманистическая позиция по отношению к детям, интеллигентность, духовная культура; высокий профессионализм, педагогическое творчество, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему. Личностно-профессиональный потенциал педагога раскрывается в условиях духовно-нравственного самообогащения, творческой самореализации и самоутверждения себя в жизни и профессии [1].
Компетентностный подход к образованию ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Актуализируя личностные смыслы и ценности образования, компетентностный подход обеспечивает приоритет в сознании обучающегося личностных целей и смыслов, одновременно выводя на более высокий уровень социальные ценности и социальные смыслы овладения системой компетентностей.
Особо подчеркнем, что подготовка современного учителя в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие учителя руководствуются в своем профессиональном выборе. В качестве ценностей, образующих аксиологический аспект педагогического сознания учителя, выступают ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социально-профессиональной сфере, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности в профессиональной деятельности, позволяющие осуществить самореализацию в профессионально-личностном становлении, удовлетворяющие потребность в продуктивном гуманистическом взаимодействии и общении с учащимися и коллегами и т.д.
В соответствии с государственным образовательным стандартом педагогического образования по направлению 050100 при изучении педагогических дисциплин выделяются общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции выпускника.
Мы исследовали возможности курса «Введение в педагогическую деятельность», изучаемого в педагогическом вузе, в плане развития у будущих учителей следующих компетенций:
-
знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК);
-
знание историко-культурных ценностных и современных нормативно-правовых основ профессиональной педагогической деятельности (ОК);
-
осознание ценностно-смысловой природы педагогической деятельности в современном обществе (ОПК);
-
знание способов профессионального самопознания и саморазвития (ОПК);
-
умение получать, перерабатывать и осваивать педагогическую информацию из различных источников (в том числе, исторических, монографических, учебных, научно-популярных, художественных, публицистических и пр.) (ОПК);
-
умение проектировать индивидуальный маршрут в педагогическом образовании (ОПК);
-
владение способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны (ОПК);
-
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК);
-
владение способами решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК);
-
способность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК);
-
умение организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК).
Развитие указанных компетенций/компетентностей осуществляется в процессе изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» через постановку и реализацию конкретных задач:
-
развитие ценностно-смыслового отношения к профессии педагога;
-
развитие потребности сотворить себя как педагога и как личность;
-
активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания себя как будущего педагога;
-
развитие субъектности личности будущих педагогов как стержневого образования, что связано с развитием нравственной зрелости, активности, самостоятельности, рефлексивности;
-
развитие творческого потенциала личности, ориентированного на саморазвитие творческой индивидуальности в педагогической деятельности;
-
организация опыта общения, основанного на ценностях гражданско-правовой и духовно-нравственной культуры;
-
развитие профессионально значимых личностных качеств и свойств студента как индивидуальности.
Развитие компетентностей будущих педагогов в процессе освоения курса «Введение в педагогическую деятельность» основано на создании условий и ситуаций, побуждающих обучаемых к активности в учебе; организации обучения, базирующегося на личностно и ценностно-значимой учебной деятельности, ориентированной на профессию учителя; решении задач поисково-исследовательского характера.
Важно, чтобы образовательный процесс в вузе направлялся «изнутри» самой личностью, открывая наиболее благоприятные условия для самореализации. Поэтому изучение педагогической информации требовало использование активных методов, в числе которых:
-
анализ конкретных педагогических ситуаций, предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
-
проблемная лекция, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;
-
семинар-дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
-
работа над проектами, позволяющая обеспечить развитие творческого потенциала студентов.
Наша задача заключалась в том, чтобы интегрировать мотивацию непосредственную и опосредованную, внешнюю и внутреннюю в процессе изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» и других педагогических курсов, что потребовало определения конкретных задач деятельности преподавателей:
-
актуализация у будущих педагогов установки-мотивации на развитие чувства собственного достоинства и личной ответственности, как качеств, определяющих их профессионально-личностное становление, саморазвитие, самовоспитание;
-
ориентация на творческую учебно-профессиональную деятельность, связанную с разработкой инновационных проектов, направленных на повышение качества современного образования;
-
включение студента в создание среды, помогающей ему в реализации жизнетворческих способностей, креативности в образовательной деятельности;
-
организация совместной деятельности и сотрудничества в различных формах (деловые, ролевые игры, дискуссии, ситуации выбора, творческое проектирование, решение проблемных задач);
Таким образом, в процессе освоения курса «Введение в педагогическую деятельность» проектируется развитие компетенций, проявляющихся в способности и готовности: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; определять задачи обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, реализовать индивидуальную образовательную траекторию своего профессионально-личностного становления.
Задача профессорско-преподавательского коллектива состоит в том, чтобы стимулировать развитие таких ценностно-смысловых ориентаций студентов, которые определяют формирование будущего педагога с достаточно высоким уровнем развития профессионально-личностных компетенций и как человека культуры, гражданина и нравственной личности.
Литература:
-
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.