Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗ

Автор: 
Лариса Толмачёва (Таганрог, Россия)

Взаимодействие общества и природы – узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным «эффектом бумеранга»: изменение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. О зыбкости имеющегося на сегодняшний день экологического равновесия предупреждают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Экхольм (1980), обращая внимание на то, что благосостояние человека, связанное с вмешательством в окружающую среду и введением новых сил, достигло такой точки, когда необходимо пристально следить за поддержанием экологического равновесия, т.к. последствия нарушения данного равновесия способны настигать раньше, чем можно их реально оценить. Одним из проявлений таких последствий может рассматриваться проявляющийся в городской среде эффект привыкания к свалкам, загазованности; при этом стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, «планка снижается» (Е.В. Асахова). Человек постепенно утрачивает чувство опасности. Все сильнее преобладает прагматизм отношения к природе, психологическая противопоставленность человека другим живым существам, субъект-объектный характер их восприятия, не позволяющий включить природу в сферу действия этических норм (В.А. Ясвин, 2001) [6]. Происходящее резкое изменение среды обитания человека, нарушение действия экологических факторов, составляющих фон для проявления коммуникаций нового типа, смена темпа жизни, негативно проявляется на состоянии его мировоззрения, в целом, и здоровье, в частности. Л.П. Новицкой (1982), проводившей исследование по тематике экологии человека, обнаружено патогенное влияние многократно усиленных ритмов рок- и дискомузыки на мозговые структуры, ЭЭГ-активность и на динамику психического состояния студентов. Экологически значимым для здоровья и безопасности человека является и количество перерабатываемой им информации. Описывая «информационные неврозы» у человека, М.М. Хананашвили показал, что огромные информационные перегрузки не могут не повлиять на его психические состояния, которые возникают в условиях постоянного дефицита времени и резкого ускорения темпа жизни, смены биоритмов и климато-географических поясов. На сегодняшний день является общепризнанным, что основы данного единства необходимо закладывать как можно раньше, на начальных этапах жизни человека, а именно – в период его обучения, воспитания, профессионализации. При этом уже недостаточно говорить только о воспитании у человека отдельных позитивных качеств, способных благотворно повлиять на качество его взаимодействия с природой и на определение им своего места в мире [2].

Необходимым представляется сосредоточение внимания на формировании интегрального личностного образования, опирающегося на когнитивный, аффективный и поведенческий уровни организации человека и имеющего значительные потенциалы воздействия на систему «человек – природа». Необходимость развития экологической культуры в настоящее время признается достаточно широко. В частности, в контексте современного высшего образования данная проблема обсуждалась в работах И.В. Абдрашитовой, Н.Д. Андреевой, М.С. Багова, А.Г. Банникова, С.Е. Гусаровой, И.Д. Зверева, С.А. Купцовой, В.Ф. Лашмановой, А.С. Мамзина, Е.В. Муравьевой, Н.И. Кужановой, И.Н. Пономаревой, Л.П. Салеевой, Е.А. Тузовой, О.Д. Удовыченко, Л.А. Яковлевой др.

Анализ имеющихся подходов к рассмотрению экологического образования и непосредственно – к трактовке понятия экологической культуры позволяет рассматривать экологическую культуру в общем виде в качестве сложного личностного образования, обретающего свою специфику через интеграцию содержания составляющих ее компонент. Рассмотрение содержания феномена экологической культуры чаще всего проводится на основе анализа особенностей экологического сознания, экологической ответственности и экологического опыта [4, 5].

Формирование экологического сознания студентов технического вуза предусматривает определенную специализацию знаний, получаемых в сфере экологии. В частности, оно основывается на рассмотрении вопросов вероятности загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы в процессе производства разрабатываемого устройства, конструкции, системы; применения инженерных решений защиты окружающей среды, включая не только методы, аппараты или системы очистки, но и малоотходные и безотходные технологии, ликвидирующие или уменьшающие количество вредных выбросов и т.д. В задачи развития экологической культуры входит формирование активно-поддерживающей или, как минимум, исполнительной позиции личности по отношению к экологическим нормам.

Формирование экологической культуры студента технического вуза предусматривает выработку у него активной природоохранной и природосберегательной позиции. В частности, предусматривается формирование у него ориентации на поиск и обоснование возможных вариантов улучшения производственных процессов, привлечения малоотходных и безотходных технологий, ликвидирующих или уменьшающих количество вредных выбросов и т.д. (Т.Н. Бакаева, 2001, С. 12) [1].

Важно учитывать экологические мотивы – побудительные силы личности, выраженные в личностном смысле экологичного поведения [4]. Среди возможного многообразия экологических мотивов выделим следующие:

– общественный мотив – в обществе, в котором игнорируются вопросы экологии, жить невозможно; если и я не буду делать это, то порядка никогда не будет;

– гражданский мотив – здоровая экология является частью моих свобод и прав; я должен иметь возможность воспользоваться тем, что мне гарантировано государством, но я также несу по отношению к природе определенные обязанности и должен соблюдать их;

– коллективистский мотив – поддержание в чистоте воздуха, воды, почвы, природы – это общий интерес, общее дело, в котором и я должен делать то, что могу;

– мотив личного достоинства – не буду делать что-либо, что нарушает гармонию взаимодействия человека и природы, это оскорбляет меня;

– эстетический мотив – природа в своем первозданном виде столь прекрасна, что грубо вторгаться в нее, нарушая хрупкое равновесие системы «человек – природа» было бы величайшим злодеянием;

– мотив целесообразности – придерживаясь экологичного поведения, не принесу ущерба ни себе, ни окружающим и в результате ничто не помешает мне достичь своих целей;

– мотив безопасности – природа дает мне чистый воздух и воду, обеспечивает пищей, следовательно, угрозы в отношении природы, это угрозы моей безопасности.

Чаще всего экологическую позицию человека определяет не один, а несколько мотивов. Для личности с устойчивой экологической позицией характерно присутствие мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии. Вместе с тем, и другие мотивы способны составить основу выработки у человека экологической культуры.

Востребованная экологическая позиция включает в себя убежденность в личной причастности к деятельности по защите природе, по улучшению экологической составляющей своей жизни и деятельности. Она подразумевает развитое желание вести себя так, чтобы минимизировать негативное влияние на природные объекты, наличие экологически соразмерных целей, задач, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости нанесения ущерба природе [3].

Однако экологическая культура людей не исчерпывается формальными знаниями в сфере экологии. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться, поэтому необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями.

Соответственно, важнейшей компонентой экологической культуры выступает экологический опыт или экологическое поведение (по Э.В. Сайко). В широком смысле слова данный феномен представляет собой совокупность умений вести себя экологично, устойчивых навыков постоянного и повсеместного соблюдения экологических требований, стремления непрерывно расширять свое участие в экологических мероприятиях.

Применительно к студентам технического вуза экологический опыт требует определенной конкретизации. В частности, выпускник вуза должен уметь оценивать производство с позиций его воздействия на природные системы и биосферу в целом, создавать, выбирать и реализовывать на практике технологические решения, направленные на предупреждение загрязнения окружающей среды и на бережное расходование природных ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии и др.).

На основе проведенного анализа экологическая культура может быть определена как обобщенная характеристика личности, помещенной в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей в систему «человек – природа», которая, интегрируя совокупность знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственное и ценностное отношение к ней, соответствующие умения и навыки, образует неразрывное единство ее экологического сознания, экологической ответственности и экологического опыта, влияющее на использование природных ресурсов как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях системы.

Экологическое сознание в нашем понимании представляет собой сферу сознания личности, отражающую экологическую действительность в форме экологических знаний, представлений, оценочных отношений к природе и практике ее защиты, регулирующих человеческое поведение в природной среде. Формами проявления экологического сознания выступают экологическая просвещенность, экологическая осведомленность и экологические отношения.

Экологическая ответственность является проявлением твердой экологической позиции личности, включающей ее убежденность в необходимости следования экологическим нормам, последовательную установку (ориентацию) на экологичное поведение и готовность воплотить его во всех сферах своей жизнедеятельности.

Экологический опыт в широком смысле слова понимается как умение человека вести себя экологично, быть способным постоянно и везде соблюдать экологические требования, обладать непоколебимой устойчивостью к соблазнам получить от природы сверх возможного.

Наличие экологической культуры позволяет субъекту через гармонизацию системы «человек – природа» наиболее адекватно определить свое место в окружающем мире, максимально полно актуализировать жизненные ресурсы, более полно раскрыться и проявить свои способности в разных сферах жизни и деятельности.

Литература:

  1. Бакаева Т.Н. Безопасность и экологичность // Т.Н. Бакаева, А.В. Непомнящий, И.И. Ткачев В помощь дипломнику: Методическая разработка к разделу «Безопасность и экологичность» в дипломном проекте (работе) для студентов всех специальностей. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. – 51с.

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

  3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 310 с.

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480с.

  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. – 365с.

  6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. – 456 с.