Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ В УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Автор: 
Дмитренко Катерина (Харьков)

Легализация преступных доходов наносит существенный ущерб системе перераспределения капиталов, оказывает негативное воздействие на легальную экономику, дискредитирует государственную власть и правоохранительные органы, способствует распространению коррупции в среде государственных чиновников, а также подрывает авторитет страны, вызывает недоверие, тем самым снижая уровень инвестиций.

Термин «отмывание денег» подразумевает методы и процедуры, которые позволяют переводить полученные в результате незаконной деятельности средства в другие активы для скрытия их истинного происхождения, настоящих собственников или иных аспектов, которые могли бы свидетельствовать о нарушении законодательства. Иными словами, «отмывание денег» - это легализация доходов, полученных преступным путем.

Доходом, полученным нелегальным путем, может быть все то, что связано с «грязными деньгами». Это может быть коррупция, вымогательство, террористическая деятельность, сутенерство, принудительное «крышевание» бизнеса или наркоторговля, контрабанда подакцизных товаров, корпоративная преступность и другие мошенничества в предпринимательской среде. По сути отмывание денег сопровождает любое преступление, мотивом которого является получение дохода.

Отмывание денег приобретает глобальный характер и поэтому требует наступательного многопланового подхода и особого внимания как на международном, так и на национальном уровнях. Растет интернационализация преступности в плане мирового отмывания денег. Приемы и способы отмывания денег становятся все более утонченными. При этом:

а) используются недостатки и проблемы в национальных схемах регулирования;

б) осуществляется гибкий и оперативный переход и перемещение доходов через национальные границы;

в) используются расхождения в нормативах регулирования бизнеса как внутри национальных систем, так и между национальными системами, в частности через многочисленные предпринимательские механизмы в разных странах по скрытию происхождения фондов и имущества.

г) извлекается выгода от содействия нерегулируемых профессиональных категорий, равно как и регулируемых, но лишенных самоконтроля в вопросах нарушения правовых и этических норм.

В нашей стране есть своя специфика получения доходов преступным путем: легализацией незаконно полученных денег занимаются политики (как провластные, так и оппозиционные), чиновники и даже правоохранители. 27 октября Украину исключили из черного списка межправительственной группы по борьбе с отмыванием денег FATF, где страна фигурировала с 2001 по 2004 год, а потом снова попала туда в 2010 году. Данные Госфинмониторинга подтверждают, что с начала 2011 года в Украине «отмыто» более 32 млрд. гривен. Самыми распространенными методами отмывания средств является инвестирование оффшорных зон (в большинстве случаев это деньги, незаконно выведенные из нашей страны и вернувшиеся назад в результате операций по уходу от налогообложения, а также легализации незаконно полученных доходов). По результатам 2010 года на этой деятельности было легализовано более 27 млрд. гривен. Второе место занимают операции с ценными бумагами, сумма которых составила более 8 млрд. гривен за прошлый год. Псевдоэкспорт или оформление грузов по фиктивным документам стоит на третьем месте и позволяет вывести в тень около 5 млрд. гривен. Далее следуют операции незаконного страхования, сделки по поддельным паспортам и процессы приватизации, что составило 2,1 млрд., 1,6 млрд. и 1,1 млрд. соответственно [2]. Количество банков и страховых компаний в нашей стране многократно превышает потребности рынка. Казалось бы что с таким количеством финансовых компаний, особенно если сюда добавить еще и кредитные союзы, наша страна не должна бояться финансового кризиса и стать одной из самих развитых. Но увы этого не происходит, так как большинство финкомпаний являются фиктивными, через которые проводятся операции по легализации денег. Сейчас эксперты прогнозируют, что в связи в вступлением в силу нового антикоррупционного законодательства (законодательство требует от госслужащих отчитываться и за прибыли, и за расходы), в 2012 году отмывать деньги будут намного чаще.

Процесс легализации доходов состоит из определенных этапов, имеет свои принципы и нюансы. А также существуют разнообразные схемы выполнения этого процесса.

Традиционно процесс отмывания денег состоит из трех этапов:

1. Размещение

2. Расслоение

3. Интеграция

На первом этапе (этап размещения) происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах.

Второй этап процесса легализации – расслоение - заключается в проведении серии операций с отмываемыми средствами, основной целью которых является сокрытие или искажение источников их происхождения. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по идентификации преступных доходов. На этой стадии денежные средства могут использоваться для приобретения финансовых инструментов, обращаться на биржах, проходить сквозь большое количество банковских счетов, открытых в различных юрисдикциях. В некоторых случаях переводы денежных средств могут быть замаскированы под платежи за товары и услуги.

На третьей стадии легализации – интеграции – деньги обретают законный источник происхождения и инвестируются в легальную экономику.

В нашей стране совместно с Европейской комиссией проводится несколько проектов, направленных на борьбу с нелегальным оборотом денег. Разработаны конкретные рекомендации, добросовестное выполнение которых позволит преодолеть основную проблему на пути развития нашого общества. Но к сожалению, многие рекомендации или не выполняются, или выполняются не как следовало бы. И конечно же в них есть недостатки например: отсутствие четкого механизма блокирования подозрительных транзакций (сейчас решение о замораживании подозрительных счетов, препятствованию проведения подозрительных операций принимает, по большому счету, сам банк. А такое решение часто не соответствует его финансовым интересам. С помощью европейских экспертов была разработана новая редакция закона. Однако он был принят нелегитимной Верховной Радой, иными словами, законной силы не имеет)[1]. Но наибольшей проблемой является вопрос о повышении уровня квалификации всех лиц, участвующих в борьбе с отмыванием денег и создание соответствующей инфраструктуры.Основным партнером Украины в этой работе является Государственный комитет финансового мониторинга. Созданный на его базе Международный учебный центр за три года своего существования успел не только разработать сертифицированные программы подготовки квалифицированных кадров, но и обучить несколько сотен специалистов. Однако, подготовить людей, которые не будут перегружать всю международную систему реагирования ложными сигналами тревоги, а окажутся в состоянии выявлять, распознавать и предупреждать преступные транзакции, не так-то просто. В первую очередь это касается финансового сектора, откуда сейчас поступает подавляющее большинство тревожных сигналов. Тем не менее особого внимания заслуживает подготовка сотрудников правоохранительных органов, прежде всего — судей. Для нарушителей нужно установить более строгие меры наказания: не только лишение свободы, а и лишение всех средств, приобретенных незаконным путем (так как после освобождения некоторых лиц ожидает более чем безбедное существование), чтобы у преступника не было ни мысли, ни возможности начать свою деятельность заново.

Литература:

  1. http://zn.ua/LAW/borba_s_otmyvaniem_deneg_evropeyskiy_opyt_dlya_ukrainy-52287.html

  2. http://www.segodnya.ua/news/14305004.html