Социальное партнерство - это идеология, формы и методы согласования партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики зависят прежде всего от характера взаимоотношений предпринимателей, работающих по найму.
Проблемы социального партнерства обычно рассматриваются исходя из послевоенного опыта стран Западной Европы, особенно ФРГ. Однако основные идеи согласования интересов капиталистов и рабочих были сформулированы гораздо раньше.
Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем. В течение тысячелетий эти отношения были антагонистическими (рабы - рабовладельцы, крепостные - феодалы, рабочие - капиталисты). К числу важнейших событий мировой истории относятся восстания рабов, крестьянские войны, социальные революции. Только со второй половины XX в. в развитых странах прекратились попытки насильственного изменения общественного строя.
Для разрешения социальных конфликтов в научной литературе предлагалось два принципиально различных способа:
1. Уничтожение частной собственности на средства производства, государственное управление предприятиями.
2. Согласование интересов собственников и наемных работников. Первый путь наиболее последовательно выражен марксистами, которые исходили из непримиримости интересов капиталистов и рабочих.
Возможности согласования классовых интересов обсуждались в работах авторов различной политической ориентации: социалистов, утопистов, либералов, христианских социалистов и др.
Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является «Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо.
Проблемы согласования интересов социальных групп были центральными и в публикациях, и в практической деятельности Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна. Хотя названные авторы более 150 лет являются объектом критики как «справа», так и «слева», их роль в развитии социального партнерства с современных позиций представляется одной из наиболее значимых.
Работы Фурье, Сен-Симона, Оуэна оказали существенное влияние на многих экономистов, в том числе на одного из крупнейших идеологов XIX в. - Джона Стюарта Милля, считавшего достоинством предложенное Фурье обеспечение конструктивного сотрудничества труда и капитала Дж С. Милль был, по-видимому, одним из первых, кто использовал термин «партнерство» для социальных отношений. Он писал по этому поводу: «Отношения между хозяевами и работниками будут постепенно вытеснены отношениями партнерства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдет объединение рабочих с капиталистами, в других... объединение рабочих между собой» [3, с. 100].
Существенное внимание уделено проблемам сотрудничества труда и капитала в работах А. Маршала. «Сотрудничество между капиталом и трудом, - писал он, - столь же обязательно, как и сотрудничество между прядильщиками и ткачами» [2, с. 247].
Поскольку основной целью социального партнерства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества, важно определение условий, при которых такое развитие может стать возможным. Эти условия были рассмотрены в 20-х годах Питиримом Сорокиным. Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни и чем больше различия между богатыми и бедными, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями [5].
Свои выводы П. Сорокин иллюстрировал примерами из истории древнего мира, средних веков, истории церкви, новейшей истории При этом во всех случаях оказывалось, что идеологи и вожди бедноты после захвата власти достаточно быстро меняли свои уравнительные убеждения, становились богатыми людьми и ярыми защитниками новых хозяев.
Существенное влияние на развитие идеи социального партнерства оказали немецкие экономисты Вильгельм Репке (1899 -1966), Альфред Мюллер-Армак (1901 - 1978) и Людвиг Эрхард (1897 - 1977). Эти авторы создали концепцию социального рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы.
Хотя степень вмешательства государства в экономику различных стран различна, в настоящее время все эти страны имеют системы социального обеспечения, помощи безработным, их переподготовки и т.д. В сущности, во всех развитых странах действуют системы социального рыночного хозяйства. В ФРГ вмешательство государства в перераспределение доходов осуществлялось более активно, чем в США. Это проявляется, в частности, в более высоких ставках налога на прибыль предприятия
Действие современных систем социального партнерства целесообразно оценивать с позиций приведенных выше условий устойчивости государства, сформулированных П. Сорокиным.
Первое из этих условий - уровень жизни большинства населения. Оно характеризуется тем, что в настоящее время абсолютное большинство жителей развитых стран обеспечено питанием, жильем, предметами первой необходимости. В ФРГ свыше 80% семей имеют автомобиль, цветной телевизор, стиральный автомат, пылесос, обеспечены телефонной связью. Во всех развитых странах действуют программы и фонды помощи безработным, малообеспеченным, инвалидам и престарелым.
Второе условие устойчивости - дифференциация доходов. В большинстве развитых стран различие доходов 20% наиболее бедных и богатых семей не превышает 10 раз. Основную часть населения составляет средний класс, который имеет весьма высокий уровень жизни и абсолютно не склонен к радикальному изменению общественной системы, особенно к переделу собственности.
Таким образом, если исходить из условий П. Сорокина, то в развитых странах нет экономических предпосылок для каких-либо существенных нарушений устойчивости общественного строя.
Помимо экономических, существенны также психологические предпосылки и культурные традиции устойчивости государства. В последние десятилетия население развитых стран ориентировано на поиск социальных компромиссов. Основная часть жителей предпочитает решать общественные проблемы рационалистически, без крайностей, на основе правил, определенных существующими законами.
Благодаря идеологии социального партнерства профсоюзы и другие представители работающих по найму стали осознавать свою ответственность не только за уровень заработной платы, но и за эффективность хозяйства.
Идеология социального партнерства заключается в том, что социальные конфликты между двумя сторонами решаются не путем противостояния разнохарактерных социальных групп, а установлением социального мира, не посредством «конфликтного соперничества», а «конфликтным сотрудничеством».
Методом разрешения социальных конфликтов в рамках социального партнерства является компромисс, согласование интересов работодателей и наемных работников, а не противостояние и ликвидация частной собственности на средства производства. Другими словами, социальное партнерство предусматривает решение социальных конфликтов не революционным путем, а путем мирных переговоров и взаимных уступок. В реальной жизни социальное партнерство является альтернативой любой диктатуре класса или лица и цивилизованным методом разрешения социальных конфликтов на любом уровне, т.е. по нормам, защищающим интересы обоих сторон.
Мы нередко при этом повторяем слово «конфликт», потому что даже при самом цивилизованном способе согласования интересов работодателей и наемных работников эти интересы остаются разными. Они могут быть сближены, но полностью слиться не смогут никогда. В некоторой степени такому сближению способствует развитие акционерных компаний, коллективных предприятий, становление которых существенно меняет положение наемного труда.
Во-первых, работники становятся собственниками средств производства и имеют право на часть прибыли и на участие в управлении.
Во-вторых, акционерные компании даже при самых неблагоприятных конъюнктурах рынка стремятся сохранить свои кадры, что дает определенные гарантии на сохранение своего рабочего места каждому работнику.
Основной целью социального партнерства на уровне общества является достижение всеобщего блага, которое выражается такими показателями: ростом производительности труда, который должен опережать рост средней заработной платы; увеличением валового национального продукта; совершенствованием техники, технологии производства, научно-технического прогресса; повышением уровня жизни населения.
Достижение поставленной цели возможно при условии:
привлечения всех субъектов общественных отношений к управлению и преодолению на этой основе монополизма в распределении созданного продукта;
усиления мотивации к сотрудничеству в обеспечении высоких результатов работы как необходимого условия повышения качества жизни;
устранения недоразумений и противоречий в отношении законных интересов каждой из сторон;
достижения взаимного стремления к утверждению в обществе социального мира и согласия.
Основой цивилизованных отношений между партнерами на рынке труда должны быть принципы, разработанные МОТ. Среди них важнейшими являются: принцип социальной справедливости, предоставления трудящимся человеческих условий, свобода слова и свобода объединений, отсутствие бедности, права всех на материальное благополучие, полная занятость и повышение уровня жизни народа
На практике социальное партнерство осуществляется на принципах трипартизма как системы трехстороннего представительства со стороны предпринимателей, профсоюзов и государства, которые, являясь заинтересованными участниками регулирования социально-трудовых отношений на рынке труда, в одинаковой мере ответственны за разработку взаимоприменяемых решений и, в конечном итоге, за сохранение социального мира
Литература
1. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г.Одегова. – М.: «Экзамен», 2008. – 736 с.
2. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993. -360с
3. Милль Дж. С. Основы политической экономии. - М.: Недра, 1980. Т.З. -300с.
4. Сорокин П.А. Голод и идеология общества. Квинтэссенция /Сост. В. И. Мудгарей, В. И. Усанов М: Недра, 1990. - 180с.
Научный руководитель: к.э.н., доц. Титарь О.А.