Автор:
Светлана Елецких (Краматорск)
Антикризисное управление предприятием как неотъемлемая составляющая общей системы управления предприятием базируется на определенных методологических положениях, включающих концепции, принципы, методы, приемы, инструменты и модели.
Наиболее полное описание принципов антикризисного управления предприятием приведено в работе Калигина Н.А. [1]. По его мнению, антикризисное управление должно осуществляться в соответствии с такими общими принципами:
-
принцип объективности, согласно которому для принятия управленческих решений должны быть определены причины кризиса и факторы, которые повлекли его наступление;
-
принцип комплексности, согласно которому в антикризисном управлении должен применяться широкий спектр мероприятий по нейтрализации кризиса или приспособлению к нему;
-
принцип соответствия, согласно которому мероприятия антикризисного управления должны отвечать масштабу и динамике проявлений кризиса;
-
принцип контроля, сущность которого заключается в регулярной проверке действенности и соответствия текущих показателей ожидаемым;
-
принцип концентрации усилий на преодолеваемые первопричины кризиса путем ограниченного количества антикризисных мероприятий;
-
принцип системности, в соответствии с которым анализируется информация, строятся модели управления предприятием и его взаимодействия с внешней средой, принимаются решение в рамках антикризисного управления [1, с.67].
Валдайцев С.В. [2] считает, что помимо общеизвестных принципов антикризисного управления предприятием, приведенным выше, следует использовать и такие:
-
стратегичность: антикризисное управление должно осуществляться в рамках антикризисной стратегии, которая, в свою очередь, является частью общей стратегии предприятия;
-
постоянная готовность: в антикризисном управлении должна непрерывно отслеживаться динамика значений определенных параметров внешней и внутренней среды с целью выявления проявлений кризиса;
-
ранняя диагностика: раннее отслеживание проявления симптомов кризиса дает возможность принимать своевременные превентивные меры противодействия кризиса или адаптации к нему;
-
быстрота реагирования: мероприятия по реагированию на кризисные явления должны реализовываться как можно быстрее с целью недопущения развития и распространения кризисных явлений и профилактики их последствий;
-
адекватность реагирования: совокупность мероприятий по нейтрализации или приспособлению к кризису должна отвечать степени угроз и ресурсным возможностям предприятия с целью недопущения недостаточного реагирования на преодоление кризиса и избыточных расходов в случае переоценки угроз;
-
комплексность мероприятий: в соответствии с широким спектром возможных последствий кризисов должны быть внедрены комплексные мероприятия по их преодолению;
-
полное привлечение внутренних резервов: с целью недопущения увеличения зависимости от кредиторов в рамках антикризисных мероприятий имеют наиболее полное привлечение внутренних резервов предприятия [2, с.48].
Если рассматривать принципы антикризисного управления как комплекс мероприятий, предназначенных для постоянного наблюдения за развитием кризисных явлений в деятельности предприятия, то к основным функциям антикризисного управления следует отнести следующие:
-
наблюдение – постоянный мониторинг внешней и внутренней среды предприятия, которое дает возможность отслеживать слабые сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения кризиса;
-
выявление появления кризиса – установления признаков, свидетельствующих о нарушении в исполнении функций предприятия (отклонение фактических значений определенных показателей от прогнозных);
-
идентификация – определение факторов, которые свидетельствуют о проявлении кризиса, показателей, характеризующих факторы, а также их предельных значений, обусловливающих глубину проявления кризисных явлений;
-
предупреждение – определение и реализация комплекса мероприятий по недопущению перерастания кризисных явлений в кризисную ситуацию и кризисное состояние;
-
устранение – определение и реализация комплекса мероприятий по устранению последствий кризиса и недопущению его наступления в будущем.
Задачи антикризисного управления наиболее четко изложены в работе российского экономиста Уткиным Э.А., который подчеркивает: главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого состояния предприятия на рынке, когда идет речь не о банкротстве (ликвидации), а о преодолении временных трудностей, в частности финансовых. Этого можно достичь посредством использования всех возможностей современного менеджмента, разработки и практической реализации на предприятии специальной программы, которая имеет стратегический характер, то есть позволяет «остаться на плаву» при любых рыночных коллапсах и коллизиях [3, с.56].
Специальные инструменты антикризисного управления применяются в случае серьезных изменений во внешней среде, которые могут привести предприятие к банкротству.
В настоящее время в зарубежной практике антикризисного управления предприятием выделяют три комплексных метода: 1) скоринг (от анг. «score» – зарубка, метка) – прогнозирование вероятности наступления кризисного состояния на предприятии; 2) сканирование (от анг. «scan» – поле зрения) – непрерывное упорядоченное наблюдение за параметрами внешней и внутренней среды; 3) санация (от анг. «sanatio» – лечение, оздоровление) – совокупность мероприятий по выведению предприятия из кризисного состояния [72, с.72]. Эти методы применяются в соответствии с ситуацией, которая сложилась на предприятии и его за его пределами. В период стабильного развития методы скоринга и сканирования применяются постоянно, независимо от интенсивности изменения среды функционирования. В соответствии с результатами скоринга и в период нестабильности внутренней и внешней среды сканирование может быть усилено по соответствующим направлениям. В случае наступления кризисной ситуации на предприятии принимаются санационные мероприятия, при этом методы оценки вероятности банкротства не относятся к антикризисным.
Авторы коллективной монографии [4], а также Крутик А.Б. и Муравьев А.И. [5] предложили такой перечень приемов (компонентов) антикризисного управления:
-
анализ состояния макро- и микро среды и избрание лучшей миссии, определение целей и задач предприятия;
-
познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создания системы сканирования внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего выявления «слабых сигналов» кризиса;
-
стратегический мониторинг и контролинг предприятия и разработка стратегии предотвращения кризиса;
-
оперативная оценка (оперативный контролинг) финансового состояния предприятия, выявление возможности наступления кризиса (банкротства);
-
разработка эффективной политики в условиях кризиса и выхода предприятия из него;
-
постоянный мониторинг риска предпринимательской деятельности и разработка мероприятий по его снижению [4, с.224; 5, с.312].
Если рассматривать приведенные выше приемы антикризисного управления во временном аспекте, то их можно сгруппировать следующим образом: до наступления кризиса – обеспечение подготовки, своевременное распознавание и предотвращение наступления кризисных ситуаций; у кризисной ситуации – минимизация негативных последствий ситуации на предприятии; в случае банкротства – обеспечения ликвидации предприятия [6, с.75].
Реализация рассмотренных принципов, методов и приемов антикризисного управления предприятием происходит с учетом характера используемых моделей – статистических или динамических. С помощью первых рассматривается влияние отдельных факторов внешней среды, которые считаются неизменными или изменяются незначительно в течение небольшого промежутка времени. В зависимости от степени подчиненности элементов, выделяют следующие виды статических моделей:
-
неиерархические, в которых элементы внешней среды, влияющие на функционирование предприятия, описываются как связанные между собой, но не подчиненные друг другу; данные модели используются для определения целей деятельности предприятия, схем распределения ресурсов и позиций на рынке;
-
иерархические, наиболее распространенные сегодня и фактически являющиеся уточнением предыдущих с помощью установления взаимозависимости между определенными факторами внешней среды.
В вою очередь, антикризисное управление включает в себя три составляющие (этапы): предкризисное управление (основные методы – скоринг и сканирования); управление в условиях кризиса (основные методы – усиленное сканирование, санация); управление процессами выхода из кризиса (основной метод – комплексная санация). В результате своевременной реализации антикризисных мероприятий достигается минимизация компенсационных затрат и стабилизация внутренней среды функционирования предприятия, то есть повышается степень управляемости системы.
Управление функционированием предприятия осуществляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. В свою очередь, предкризисное управление как процесс объединяет три подпроцесса: управление предрасположенностью к кризису, профилактическое управление, предупредительное управление.
Література:
1. Калигин Н.А. Принципы организации управления / Н.А. Калигин. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.
-
Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: [учеб.] / С.В. Валдайцев. – М.: Проспект, 2007. – 310 с.
-
Уткин Э.Я. Антикризисное управление / Э.Я. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство ЭКСМОМ, 1997 – 400 с.
-
Гайдук К.В. Основы функциональной реструктуризации организации в условиях кризиса: [учеб. пособие] / К.В. Гайдук, Г.С. Мерзликин. - Волгорад: РПК «Политехник», 2004. – 116 с.
-
Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления / А.Б. Крутик, А.И. Муравев. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.
-
Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой: [моногр.] / [А.П. Градов, Б.И. Кузин, А.В. Федотов, Г.В. Слабиков]; [А.В. Градов (ред.), Б.И. Кузин (ред.)]. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 510 с.
Елецких Светлана Яковлевна