Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНЯ ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ИНТЕРФЕЙСА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Автор: 
Вахрина Виктория (Киев)

 

Современные информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей, которые облегчают нашу работу, автоматизируют ее и делают ее интересней. Специальные функции компьютера обладают свойствами, которые позволяют людям с ограниченными возможностями частично либо полностью заменить их недостатки, и тем самым повысить работоспособность человека и его личную независимость.

Очевидно, что одними из наиболее уязвимых пользователей с ограниченными возможностями являются слепые и слабовидящие люди. Это объясняется тем, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение. Следует различать тех, кто потерял зрение, и кто лишен его от рождения, а также слепых пользователей и слабовидящих. Например, экранная лупа совершенно бесполезна для одних, и совершенно незаменима для других.

Несмотря на то, что современные интерфейсы информационных систем достаточно сложные и в целом ориентированы на пользователя, существует еще много препятствий для работы с ПК либо ноутбуком людей с ограниченной зрительной функцией. Среди наиболее распространенных решений выделяют так называемые «программы-чтецы» либо «экранные дикторы» - программы, озвучивающие всё происходящее на экране, рассказывающие о том, как с помощью клавиатуры выполнить то или иное действие. Прежде всего, произносится название типа объекта — кнопка, текстовое поле, флажок и т. д. Затем читается, каково его состояние. Некоторые программы содержат дополнительные подсказки пользователю с напоминанием о возможных операциях с текущим объектом. Информация прочитывается каждый раз, когда объект изменяет свое состояние или фокус переходит к другому объекту. Это позволяет использовать компьютер без визуального контакта с экраном.

Однако, изучая отзывы о работе «экранного диктора» часто встречаются замечания, что он должен реагировать быстрее, считывать больше элементов управления и поддерживать больше языков. Например, для русской локализации Windows 7 нет встроенного русскоговорящего синтезатора речи. После чего сразу же возникает вопрос его необходимости, если он не выполняет своих функций, а только считывает найденные им английские слова, при этом пропуская русские, либо заменяя их (русские слова) на набор не распознаваемых звуков. Зачастую, эти речевые синтезаторы платные, а те, что распространяются на бесплатной основе, не обладают быстрой реакцией, высокой разборчивостью речи и интонационным разделением фрагмента речи.

Брайлевские устройства вывода (дисплеи и принтеры) уступают речевому выводу информации и по скорости, и по доступности. Кроме того, брайлевские устройства вывода являются сложными техническими устройствами и зачастую недешевы.

Для относительно быстрой и уверенной работы за компьютером человека с ограниченными возможностями ему необходимо, прежде всего, знать раскладку клавиатуры. Причем, следует отметить, что на сегодняшний день не все клавиатуры имеют стандартный вид. Кроме того, что они делятся на обычные, эргономичные и компактные (без цифрового блока по правой стороне), они также могут содержать дополнительные кнопки (например, “Fn” для ноутбуков) либо отличатся от обычных клавиатур по причине, например, приспособленности под операционные системы Apple.

Все это говорит о том, что незрячему человеку нужна помощь, которая может быть представлена одним из следующих способов:

  • «Помощь друга»

  • Специальные учебные курсы для незрячих людей

  • Учебный аудио курс для начинающих незрячих пользователей (такие аудио курсы можно найти, например, на сайте www.tiflocomp.ru)

  • Специальные программы, помогающие быстрее освоить клавиатуру (например, «СОЛО на клавиатуре»)

Для того чтобы пользователь с ограниченными возможностями мог приступить к работе, необходимо предварительно настроить его ПК/ ноутбук, что опять же не возможно без помощи зрячего человека. Например, настроить включение «экранного диктора» или «экранной лупы» сразу же при запуске системы.

Доступность приложений может характеризоваться ценой, набором функций, качеством и способом их реализации. Как известно, для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является одним из самых распространенных способов успешной адаптации и независимости.

Брайлевский текст представляет собой последовательность знаков, состоящих из шести или восьми точек. Каждая из точек имеет два состояния: плоское и выпуклое. Таким образом, согласно правилам комбинаторики, число всех возможных конфигураций шеститочия составляет 26 = 64, а восьмиточия - 28 = 256. Отсюда следует, что всего двумястами пятьюдесятью шестью символами можно написать абсолютно любой брайлевский текст, на любом языке и с любыми дополнительными знаками [1]. Как отмечалось ранее, любая из точек имеет два состояния. В компьютерной интерпретации Брайля плоскую точку следует воспринимать как 0, а выпуклую как 1. Таким образом, каждая отдельно взятая брайлевская точка представляет собой как бы бит информации, а восьмиточие формирует полноценный байт, состоящий из восьми битов. Здесь мы переходим к тому, что теперь брайлевский символ можно представить в двоичной форме, просто записав значение его точек в строку из восьми цифр, в качестве которых будут использоваться только нули и единицы.

Одна из программных разработок представляет собой специально разработанный текстовый редактор, использующий эмулированную клавиатуру, использующую всего 15 функциональных клавиш (рис. 1, 2) и речевой интерфейс. Для изображения букв и цифр в шрифте Брайля используются 6 точек, поэтому для реализации ввода этим шрифтом были выбраны клавиши S, D, F, J, K, L, эмулирующие ячейки 1-6 (рис. 1). Именно эти клавиши были выбраны потому, что на всех современных клавиатурах, на клавишах F и J есть насечки – то есть эти клавиши можно без проблем отличить от других [2].

 

Рис. 1 Рабочие клавиши пользователя

 

Рис.2 Символы, эмулирующие рабочие клавиши пользователя

Его особенностью является адаптация интерфейса к ряду ограничений:

  1. Отсутствие возможности однозначного представления конкретного символа одной из клавиш.

  2. Требование смены языка и шрифта одним переключателем (а не комбинацией нескольких клавиш).

  3. Помимо основных символьных клавиш, в системе присутствуют также и специальные «горячие клавиши».

  4. Вывод информации производится побуквенно (при наборе текста) и пословно (при чтении текста) плеером, написанным специально для этого модуля.

Также для программного решения характерны такие возможности как выбор языка, корректировка сообщений, согласно словарю для данного речевого движка, запись сообщения в разных форматах.

Подсистема может содержать несколько уровней взаимодействия с пользователем. Например, одни и те же команды могут быть представлены как в короткой, так и в развернутой форме. Программа должна распознавать уровень подготовки пользователя (новичок/профессионал) путем, например, фиксирования реакции пользователя на команды.

Такой принцип построения подсистемы не позволяет получить большое быстродействие и ориентирован на коммуникационные аспекты жизни людей с ограниченными возможностями. Основным достоинством данного устройства является простота использования и свободное распространение.

Литература:

  1. Шрифт Брайля в стандарте Unicode, [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tiflocomp.ru/docs/braille_unicode.php - Оглавление с экрана.

  2. Использование информационных технологий для решения проблемы адаптации ресурсов сети Интернет для людей с ограниченной зрительной функцией, [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://userexperience.ru/2010/gu_vshe/ - Оглавление с экрана.

Научный руководитель: кандидат технических наук, Дидковская Марина Виталиевна